(0.801503)

Длинный отчет о наших похождениях по Абхазии- 2004 2 часть

РИЦА. Ездили с экскурсией (Икарус) на Рицу.150 руб./чел плюс 100 руб. – экологический сбор. Экскурсия понравилась. По дороге просто декорации к сказочным фильмам. Само озеро поразило чистотой и изумрудно-голубым цветом. Посещать местные кафешки мы отказались и решили это время использовать для прогулки на водном велосипеде. 30 минут – 100 рублей. Там же посетили «молочный водопад». (см фотоальбом). Детям понравились легенды, которые по пути рассказывала экскурсовод. Всю обратную дорогу спорили между собой правда ли это. Я ,конечно, убеждала, что в те стародавние времена, человеку от горя превратится в камень была пара пустяков. По дороге домой купили прекрасный мед (каштановый, высокогорный, каштаново-ежевичный – 80 рублей/бутылка 0,5 литра, эвкалиптовый – 180 рублей/бутылка 0,5 литра). Всем советую. Но ехать на Рицу лучше на Газели, на автобусе очень долго. Наши соседи за один день посетили и Рицу и Новый Афон, водитель «газели» останавливал им там, где попросят. Зовут его Джамбул. У него новая «Газель» желтого цвета. Потом мы ездили с ним в Сухум, прекрасный водитель, не лихачит, но об этом позже.

НОВЫЙ АФОН. Туда мы решили поехать самостоятельно. Маршрутка от Псоу до Нового Афона – 70 рублей. Сначала решили побывать в пещере. В тот день шел дождь, поэтому было очень много народу. Стояли 1,5 часа, но не пожалели. Билет 100 руб., плюс 10 руб. – страховка. В пещере красота нечеловеческая, особенно в последнем зале «Апсны». Поэтому фотографировать лучше там, в первых, двух залах слишком темно. Фотосъемка – 30 руб., видеосъемка – 40 руб.

Когда мы вышли из пещеры, лил проливной дождь, с гор стекали потоки воды, вода доходила по щиколотку. Но это нас не остановило, и мы пошли по святым местам, вспомнив муки паломников. Посетили храм Симона-канонита, к сожалению, не смогли подняться к пещере, потому что река бушевала, и идти туда нам не советовали, могло снести в реку. Затем поднялись к Новоафонскому монастырю. Вошли внутрь. Поражает покой и величественность. Уходить оттуда не хочется. Я сама мусульманка, но, уважаю, религиозные чувства верующих, поэтому удивило поведение некоторых туристов, которые забегали в храм в шортах, с непокрытой головой, начинали щелкать фотоаппаратом, чуть ли не позировать. Мои христиане поставили свечки и пожертвовали на храм. Думаю, детям надолго запомнится посещение этой святыни.. Поразил рассказ старушки, которая продавала свечки в храме Симона-канонита. Как раз в те дни началась заварушка в южной Осетии. Она очень сокрушалась по этому поводу и рассказала, как грузины травили их какой-то химией во время войны. У людей выпадали волосы, село зрение, ходили с трудом с помощью палок. Так хочется пожелать мира и покоя этой земле. Я никогда не забуду ее глаза, глаза женщины, которая сама пережила этот кошмар и как никто другой понимает, что ждет жителей Южной Осетии. Были в музее славы. Очень интересны снимки военных лет.

От монастыря мы спускались по лестнице и вышли к апацхе около пруда, где плавают лебеди. Эта апацха нам очень понравилась, хорошие порции, недорого, прекрасное обслуживание, очень вкусно. Пожалуй, это кафе мы бы поставили на второе место после апацхи в Нарте. Были в кафешке около пещеры – там обвешивают без зазрения совести, туристов подвозят автобусами, короче общепит. Бррр. Еще особенность Нового Афона – множество брошенных собак, которые носятся за туристами и требуют угощения. Мы как всегда не рассчитали время и маршрутки уже не ходили, пришлось добираться на попутке до Гудауты, оттуда на частнике до Цандрыпша.(как я уже писала – 300 рублей).

Сухум. Гудаута.Пицунда. Намучившись с попутками, в Сухум мы решили ехать с экскурсией. Договорились с Джамбулом, он нашел экскурсовода, и мы отправились в путь. Экскурсия 250 руб/чел. От Псоу до Сухума – 100 км. Но это расстояние на новой «Газели» с хорошим водителем мы даже не заметили. Вообще Джамбул отзывался на все просьбы, по приезде в Цандрыпш ждал нас у магазинов, пока мы купим что-нибудь на ужин, развез всех по домам. Кто встретит – большой привет из Ульяновска. Многие на форуме сокрушаются по поводу дорог. Я не знаю, может быть, где-то в России есть настоящие дороги, но в сравнении с тем какие дороги у нас в центре города, в Абхазии дороги просто шикарные. Экскурсовод рассказывала о войне. На подъезде к Сухуму, перед мостом через Гумисту – мемориальные доски встроены прямо в скалы. В Сухуме, как нигде в Абхазии (во всяком случае, там, где были мы) чувствуется дыхание войны. Практически на каждом доме следы пуль, некоторые дома наполовину разрушены снарядами. Но даже война не смогла обезобразить этот город. Может быть, мы были готовы ко всему этому. НО Сухум – прекрасный город. Были в обезьяньем питомнике. Обезьян жалко, кормили их арбузом, малыши вообще как дети. Очень понравился ботанический сад, ухоженный, цветущий, хотя во время войны на него упало более ста снарядов. Поражает мужество и самоотверженность людей в том же питомнике, ботаническом саду, которые настолько преданны своему делу. Сухум очень красив, прекрасная набережная, Сухумская бухта. Рядом с набережной реставрируют гостиницу «Абхазия». Чувствуется, что что-то сдвинулось с мертвой точки.

Мы были в понедельник. На улицах мало машин, мало отдыхающих. Погода была прекрасная, и мы пожалели, что не поехали своим ходом.
На обратном пути мы договорились с Джамбулом заехать в Гудауту. Об этом нас просили друзья, у которых осталась квартира в Гудауте, и они ничего не знали – жив ли дом, живут ли там. Извинившись перед попутчиками за небольшое изменение маршрута, мы въехали на улицу Пилиа, и вот он – дом № 18, жив и здоров, правда, потрепан. Наши попутчики были довольны, мы пообщались с соседями, сначала соседка-бабулька не пускала нас, но, объяснив, кто мы плакала от радости, скинулись ей деньгами. Квартира их пустует. Дом засняли и сфотографировали. Это был лучший подарок нашим друзьям. Вопреки общему мнению, что Гудаута была сильно разрушена, экскурсовод рассказала, что грузины не вошли в Гудауту. На протяжении всей войны российский гарнизон оставался в Гудауте, много брошенных домов, но на них нет следов боев, как в Сухуме. Всю обратную дорогу слушали народную абхазскую музыку, не в современной обработке, а настоящую старинную. Мурашки так и бегали, горы, море и протяжное пение дают нужный эффект. Это музыка Кавказа.

Решили заехать в Пицунду, что стоило нам еще по 100 рублей. К сожалению, в тот день органных концертов не было, поэтому мы полюбовались храмом только с наружи. В Пицунде очень чисто и ухоженно, боев там похоже не было. «Самшитовая роща» - на вид отель мирового уровня. Пицунденский пейзаж напомнил мне левый волжский берег у нас в Ульяновске. Такие же невысокие горы, поросшие сосной, почувствовали себя прямо-таки дома. На пляже потрясающий аромат Пицунденской сосны. Море чистое, как и везде в Абхазии. Водятся крабы. Вообще заметила, что море в Абхазии очищается после дождя намного быстрее. Например, утром вода мутная, после вчерашнего дождя, к вечеру вода становится прозрачной. В прошлом году отдыхали в Лазаревской, после дождя вода была мутной дня три и все равно не становилась такой прозрачной, как в Абхазии.

Две недели пронеслись как один день. Много чего не успели. Подъем в горы, Гегский водопад, Мюссеро-пицунденский заповедник, гора Каман, сплав по Бзыби, мечтаю съездить в Очамчиру, по рассказу хозяев, там была настоящая бойня, весь сад у них был в воронках от снарядов. Аза (хозяйка) рассказывала, как они не верили, что война надолго, ушли, ничего не взяв из домов (больше всего она сокрушалась по оставленным бриллиантам, у них принято, чтобы у девушки было много драгоценностей), грузины мародерствовали, тащили из домов все, приходили и спрашивали, где драгоценности, Аза говорит, им только это и нужно было. По ее рассказам там прекрасные мандариновые сады, а земля такая плодородная, что палку воткнешь – зацветет.

Но ничего, в следующем году надеемся наверстать упущенное. Теперь нам ни нужны никакие Сочи-Лазаревские.

А теперь, что не понравилось:
1. Проблемы с продуктами, плохой выбор, высокие цены на овощи и фрукты.
2. Часто встречалось потребительское отношение к отдыхающим, только и ждут как облапошить. Никогда не забуду старого армянина, который торговал на рынке в Цандрыпше дынями, покупаешь одну – по 20 рублей, купи две – по 15 рублей за кг. Видимо где-то он этот маркетиноговый ход позаимствовал. Говорю мне одна дыня нужна, хоть по 30 руб, а он все равно- бери две. Все это он объяснял тем, что он армянин, и это особенность его характера. Еле уговорили.
Вино брать только через хозяев, на рынке такое могут подсунуть. Торговаться ни кто не хочет, даже не интересно, прямо как в супермаркете, а не на базаре.
3. Межэтнические отношения напряженные. Абхазы, армяне и другие народности пренебрежительно относятся к другу и не надо говорить, что это не так, думаю, со мной согласятся большинство, кто отдыхал в Абхазии. К русским отношение – дай, вы должны нам помогать, желательно деньгами, у нас была война, нас отбросило на 20 лет назад и все в таком духе. Как правило, о России вспоминают, когда хлебнут горюшка, согласна Россия должна помочь, но так цинично требовать, по-моему, слишком.
4.Цены в Абхазии низкие только на жилье в частном секторе и проезд на такси. Все остальное на уровне Сочи, Адлера. Но это не главное, потому как на особую дешевизну мы и не рассчитывали. Денег ушло больше чем в прошлом году в Лазаревской, за счет высоких цен на продукты питания. (Может мы экономить не могим?)

Нам повезло с хозяевами, очень трудолюбивые и дом у них чистый и ухоженный, потому люди и отдыхают у них. Для желающих: пос. Цандрыпш, ул. Лаабстинская, хозяева Аршак и Аза Не забуду один «пентхаус» а Гагре, который нам предлагали за 80 руб. с человека, включая детей ( Две железные кровати на чердаке с газетами на стенах и паутиной в углах). Мне было бы стыдно такое даже даром предлагать. Тут же в соседнем доме, частная мини-гостиница – 150 руб. с человека. Отличные комнаты, все коммуникации, хозяйка готовит по желанию. (Все это на улице Ленина). Поэтому советую всем, не соглашаться на первое попавшееся предложение. Самим можно найти очень достойное жилье по вкусу и средствам. Выбор огромен.
По рассказам в том же Новом Афоне самое дорогое жилье было 100 рублей. Люди жалуются, что так каждый год, как август, так со стороны Грузии начинаются враждебные выпады.
Немного не в тему, но после последних событий в Северной Осетии страшно, понимая, на сколько хрупок мир на Кавказе. Все может измениться за считанные часы. Кто-то из политиков сказал, что только в России люди не меняют свои планы на отпуск не смотря ни на что, потому что мы не дорожим своей жизнью, подумаешь война, теракты, стихийные бедствия, врожденный фатализм помогает нам выживать. Суждено тебе утонуть, значит не повесишься. И это касается не только Абхазии, но и той же Турции, куда в прошлом году поехала моя подруга, несмотря на серию землетрясений, в этом году сестра приехала и рассказывала, что соседний отель взорвали террористы. Чему быть, того не миновать. Все мои спутники до сих пор меня благодарят, что уговорила ехать их в Абхазию. И мы поедем туда снова, чего и всем желаю. Спасибо за внимание, извиняюсь за стиль, не писатели мы, фото смотрите в моем персональном фотоальбоме.

7 сентября 2004 г.

Автор: zuzu
Отчет можно обсудить на нашем форуме.