Бзыбский хребет. Западная часть.

Alter

участник
#1
Представляю ретроспективный обзор собственных походов (в период 2006 - 2009 годов) в западной части Бзыбского хребта.
Туристских материалов о данном участке горной Абхазии вообще в целом не особо как много, в том числе и в интернете,
так что описание местности и пройденных маршрутов лишним не будет.
Конечно, инфраструктура в Абхазии на подъездах и подходах к описываемой территории претерпела какие-то перемены за истекшие 10 - 13 лет,
но в самих горах мало что изменилось, орография - вообще не изменилась, поэтому информацию вполне можно принимать к сведению и сейчас любителям горных путешествий при планировании своих мероприятий.

Сейчас для меня пока ещё продолжается межсезонье, самое время поработать над подобным отчётом.

Географическая справка.
Бзыбский хребет протянулся в общем широтном направлении на несколько десятков километров, с севера и запада ограничен долиной реки Бзыбь.
С южной стороны многочисленные отроги нисходят к побережью Чёрного моря.
На востоке Бзыбский хребет - по одной версии ограничен понижением с перевалом Амткел, за которым далее простирается уже Абхазский хребет,
по другой версии - стыкуется за перевалом Аданге (севернее него) с Главным Кавказским хребтом.
Некоторые локальные участки Бзыбского хребта имеют собственные названия - например, Химса, Чедымский, Ачбихвдара, и т.д.

В "Википедии" указано, что высочайшей точкой хребта является гора Химса (3033 м), вторая по высоте - гора Дзышра (2623 м).
Спорное утверждение: в отрогах есть вершины и повыше (Капышистра).
А уж в отношении второй по высоте - и вовсе неверное: в хребте масса горных вершин с отметкой выше упомянутых 2623 м.

Поскольку Бзыбский хребет имеет довольно большую протяжённость, в нём находится немалое число перевалов, связывающих противолежащие стороны хребта.
Многие перевалы в различные эпохи играли существенную роль для передвижений по территории Абхазии.
Некоторые перевалы активно используются и сейчас (Химса, Доу, Гудаутский), в нынешнее время - также и туристским сообществом.

В данной теме описание пройденных маршрутов будет даваться по западной части Бзыбского хребта и его ближайших отрогов - от перевала Гудаутский и западнее, включая массив Ахибаху (Турецкая Шапка) - Акугра, массив Дзышра с перевалом Япсх, массив Кванша, Бзыбское карстовое плато с прилегающим районом вершин Батах, Абац, Амжуляра, район Чипшира - Напра - Чибжагра.
По нынешнему административному делению Абхазии - это территория Гудаутского района.
 

Alter

участник
#2
Необходимое вступление.

Когда в 2006 году планировался первый поход в горы Абхазии, у предполагаемых участников превалировали разные цели и задачи - кому-то хотелось обследовать ацангуары. кому-то хотелось взойти на Ахибаху/Турецкую Шапку, а лично я больший интерес проявлял к подробному обследованию Бзыбского карстового плато (участок Бзыбского хребта в районе вершин Адзапш - Напра - Химсул - Кванша).
Поэтому решили объединить эти цели.
Намерения - намерениями, а объединение вышеперечисленных целей в одном походе - оказалось практически нереальным.
Поэтому пришлось после 2006 года ещё несколько походов проводить в русле первоначальных замыслов.
Что, в общем-то, совсем неплохо - попутешествовали вдоволь в замечательных горах.

При планировании похода материалов в поле зрения имелось не особо много.
Интернет в то время уже вовсю шагал по стране, но до меня в 2006 году пока ещё не дошагал.
Основополагающим источником являлась вышедшая ещё в советское время книга Ю.Н.Воронова и В.Б.Левинтас "По древним тропам горной Абхазии".
Ещё карта-километровка ГШ, а также карта и сопутствующая статья из серии "Кот Ориент" - выпускались такие в 90-х годах:

---2.jpg

Вот, пожалуй, и все источники.
Впрочем, и поныне немного чего нового добавилось по данному горному району.

Фотографий, особенно в течение первого похода в 2006 году, много мною не делалось.
У нас в тот год вообще ещё цифровых фотоаппаратов не имелось, а использовали старые плёночные.
Поэтому в статье по теме придётся иллюстрировать текст сканированными фотографиями, да и тех небольшое число.
Качество сканированных "плёночных" фото по современным меркам, понятное дело, не очень-то высокое,
так что прошу не обессудить по этому поводу.

Не было в 2006 году и ставшего ныне привычным в походах спутникового навигатора.
Таковой у меня появился только в следующем 2007 году.
Но до этого в своих походных мероприятиях я использовал авиационный высотомер -
его раздобыл ещё во время службы в Советской Армии в 80-х годах.
Я для него чехол сшил, клапан рюкзака специальным "воздухозаборником" оборудовал, чтобы точность измерения высоты была получше
(высоту прибор меряет по атмосферному давлению, важно обеспечить хороший доступ воздуха к датчику):



Тяжёленький девайс, конечно - почти 1 кг, да и точность измерения высоты - так себе.
Но это лучше, чем вообще без ничего, реально помогал при ориентировании в горной местности, а ещё являлся подспорьем при составлении походных дневников и последующих отчётов.
В категорийных походах мне этот килограмм включали в зачёт веса общественного снаряжения, когда распределяли его среди участников.
Я этот авиационный высотомер плотно использовал - в походах до "четвёрки" включительно, в альпинистских восхождениях тоже, на Эльбрус несколько раз заносил.

Но впоследствии я обзавёлся GARMIN map 60CSx,
и старенький советский авиационный высотомер стал уже не актуален.
Я, кстати, ещё пару походов оба прибора таскал: интересно было сравнить точность показаний при измерении высоты.
Навигатор получше меряет, конечно, хотя - как известно, тоже в какой-то степени прибрёхивает.
Однако больше авиационный высотомер не используется -
отлёживается на "заслуженной пенсии" дома в шкафу:
Всему - своё время...



В более позднее время появились в распоряжении и более точные карты ("пятисотки").
Описание в данной теме ниже будет приводиться уже с учётом информации с этих карт.
Если бы имелись такие в 2006 - 2007 году - то, скорее всего, и маршрут несколько по-другому прокладывался бы.

Времени с тех пор прошло немало, конечно, кое-какие детали уже начинают стираться.
Но есть где конкретно освежить память -
собственные походные дневники под рукой, там и подробности зафиксированы, и хронометраж, и погодные условия, записки вклеены, и т.д.
Изложение материала в этой теме будет строиться на основе как раз таких дневниковых записей,
для примера - фрагмент:

---1.jpg
 

Alter

участник
#4
А других не было ..., сейчас уже никто не поверит, но за ГШ можно было реальный срок схватить ...
Было такое, да.
Я знаю случай, когда даже за "самопально" нарисованную картосхему участка местности в отделение КГБ таскали.
До "срока" тогда дело, к счастью, не дошло, ограничились крепким "внушением" одному нашему краеведу за такие рисунки.

Однако это относится всё-таки к более раннему периоду советской эпохи.
Уже к концу "перестройки" положение в этом плане понемногу стало подвергаться либерализации,
а в первой половине 90-х годов за топографические карты ГШ уже не гоняли.
 
#5
за топографические карты ГШ уже не гоняли.
Да нет ...знание своего местонаходления точнее чемна 200 м автоматом приводило за забор, а "последнее" дело помнят многие, в 2000 -х уже закрыли английского ( точно не помню ) инженера - монтировал вышки сотовчой связи , как доказательство у негно изъяли джпс и карты ..., а сколько мне мозга вынесли за МЧС карты, они , правда, поподробнее ГШ.
 
#6
к более раннему периоду советской эпохи.
Многие нормы права просто "сейчас" не применяются, но это ни о чем не говорит ...
Помните, ФСБ летом орестовало гайшника сержанта, он ХОТЕЛ, но потом сам пришел ..., это , к стати , единственный гаишник который не убежал при крымском наводнении...
 

Alter

участник
#8
Это уже примеры из более позднего времени, по сравнению с тем о чём велась речь в # 4 (советская эпоха, начало 90-х годов, когда "Кот Ориент" появился).
Тем более что в современных примерах специфические обстоятельства прослеживаются... Но это уже правовые тонкости и нюансы.

Хотя и во времена "Кота Ориента" тоже какие-то требования при тиражировании разрешённых карт ГШ (определённого масштаба) предъявлялись.
Например, координатная сетка должна обрезаться, отметки высот округляться, и т.д.
 

Alter

участник
#9
При планировании первого похода в 2006 году возник вопрос -
как же всё-таки оптимальным образом попасть на верха Бзыбского хребта в западной части?

Можно было бы попытаться это сделать из селений западной части Гудаутского района (Калдахуара, Блабырхуа, и т.д.).
Наверняка там должны быть вековые скотопрогонные тропы.
Однако этот путь показался довольно долгим, с крутенькими подъёмами, неизвестно как там с водой дело обстоит,
а главное - отсутствовало в поле зрения хоть какое-нибудь описание маршрутов в данной местности.

В то же время в сопроводительной статье к упоминаемой карте "Кот Ориент" давалось пусть даже поверхностное описание маршрута подъёма на западную часть Бзыбского хребта из долины реки Бзыбь, от трассы на Рицу.
Тем более что этим же путём поднимались также и Ю.Воронов с товарищами - судя по содержанию главы "Вдоль Бзыбского хребта".
Но данная книга - это всё же не путеводитель как таковой, там акцент делается на историко-археологические аспекты,
описание же путей даётся в кратком обобщённом виде.
Такого же рода информация и из статьи "Кот Ориент".

Что было ясно - это начало предполагаемого маршрута: навесной мостик через реку Бзыбь, ещё до Голубого озера, если ехать от моря.
Это место нам уже было знакомо по предшествующим поездкам экскурсионного типа.
И добраться туда довольно не сложно.
А вот как дальше надо будет подниматься до "альпики" - было и тут не понятно.
На карте-"километровке" полностью отсутствуют обозначенные пути-дороги на этом участке.
Их нет даже на более подробной "пятисотке":
(красным выделен навесной мостик через Бзыбь)

---1 - копия.jpg

На "альпике", выше верхней границы леса, какие-то обрывки троп показаны - но не более того.
Как же именно выбираться от реки Бзыбь до, к примеру, урочища Амжуляра или окрестностей вершины Чибжагра (2119 м)?
Однако мы к тому времени уже имели определённый опыт в отношении не отображённых на картах троп и дорог, во многих других горных районах Кавказа.
Какие-то тропы-дороги нанесены на карту, какие-то - нет.
Вот и здесь решили, что в реальности приемлемый путь захода на "альпику" всё же существует, на месте надо будет сориентироваться.

Хотя имеющееся поверхностное описание в статье "Кот Ориент", наоборот, несколько сбивало с толку.
Там указывалось, что висячий мостик находится на 14-м км шоссе на Рицу.
Разве не ближе?
14-й км того шоссе - представляется, что это где-то непосредственно возле Голубого озера.
Там разве есть висячий мостик на левый берег Бзыби?
Сомнительно что-то - тем более что, судя по описанию, следует пройти дальше вверх по течению какое-то расстояние,
и лишь затем начинать подъём по лесистым склонам. Там такой крутой обрывистый берег, вряд ли удобопроходимый.
Наверно, по сравнению с читаемым по картам ГШ километражом, отсчёт его от разных точек производился; ...может быть.

В любом случае, местоположение конкретного мостика мы знали,
и до Голубого озера подъезжать не собирались.
 

Alter

участник
#10
6 июня 2006 года.
Примерно в 12:00 мы подъехали в Весёлое.
Собираемся, нагруженные полновесными рюкзаками, пересекать границу с Абхазией.

Поскольку описание в целом носит ретроспективный характер, то без доли "ностальжи" никак не обойтись.
Старожилы форума помнят, конечно же, что в то время к пограничному переходу можно было попасть прямо с территории "Казачьего рынка" на российской стороне.
Сравнительно удобно, кстати говоря.
Можно было что-то докупить из того, что по каким-то причинам забылось взять из дома.
Мы, например, там подкупали сыр, колбаску, свежие овощи на первые походные день-два...
Затем нужно было топать по длинному извилистому коридору, огороженному щитами, до терминала.

В 12:35 мы пересекли пешком по мосту границу.
Инфраструктура на абхазской стороне тогда , по сравнению с нынешней, тоже была несколько иной.
А вот абхазские таксисты, по сути и во многих случаях фигурально - те же самые.
Мы спросили насчёт "подвезти до Бзыби", и долго их "уговаривать" не пришлось. :)
В 12:45 мы на "Волге" уже выехали в нужном направлении.
Таксист по пути нас завёз к себе домой, затем объяснил, что нужное нам место - это уже не посёлок Бзыбь (как ему показался пункт назначения), но он всё равно нас до мостика подвезёт.

В 13:45 мы высадились в нужном нам месте на Рицинском шоссе.
Таксист сказал, что никакой это не 14-й, а 10-й км.
Ну ладно.

В 2006 году здесь тоже были коммерческие ларьки и павильончики.
Завидев наши рюкзаки, к нам подошёл пожилой абхаз, поинтересовался - куда мы направляемся?
Оказалось, что он и сам в былые времена пас скот в районе Амжуляры, местность тамошнюю помнит.
Тут уже я, как краевед, обратился к нему с расспросами о тропе, по топонимике и т.д. - полезной информации почерпнул, безусловно.
В итоге мы стартанули только через почти пол-часа после того, как высадились из такси.

Без сомнения, этот висячий мостик знаком многим пользователям данного форума.
Много тут и его фотографий приводится,
из последних - например, в теме Ю.С. - (стр.8, сообщение # 150)

http://www.abhazia.com/phpBB2/threads/v-poiskax-snega.16618/post-768584

Примерно так же, как и в 2019 году, мостик выглядел и в 2006 году.
мы перешли на левый берег реки Бзыбь.
На левобережной поляне виднелись какие-то здания - вероятно, относятся к ДжирхваГЭС, что упоминается у Ю.Воронова.
Может, и прямо от них существует какой-то путь наверх.
Но мы сразу после мостика повернули налево и двинулись вдоль левого берега вверх по течению, как значится в скупом описании.

Погода пока стоит неважная.
Верхняя часть горных склонов скрыта облачностью.
Бзыбь течёт бурная и мутная, в русле местами всё ещё клубятся клочья тумана:

0001.jpg

Это я для пробы разместил скан с фотографии, сделанной тогда плёночным фотоаппаратом.
Качество неважное, конечно.
Но других фотографий из того похода нет.

По левой стороне, на некотором отдалении от берега, тянется старая дорожная колея.
Судя по её состоянию, и на 2006 год по ней уже давно никто не ездил.
Однако реальная колея есть, стало быть - техника как-то ранее переезжала на левый берег Бзыби.
Вскоре по мосткам перешли через большой ручей - левый приток реки Бзыбь; приток обозначен на картах.
За притоком - обширная поляна, на которой пасутся лошади и коровы.
Мы пересекли поляну в северном направлении, перебрались через ещё один ручей-приток Бзыби.

Прошли ещё полянки, перелески.
И вот колея резко сворачивает вправо - вверх на лесистый склон.
Здесь мы в 15:00 остановились на привал.
Заодно и обсуждаем - стоит ли нам сегодня начинать подъём?
Что нас там ждёт - совершенно неизвестно, а за остаток дня мы далеко не уйдём, тем более не обедавши.
Есть шанс к темноте зависнуть где-нибудь на "крутяке", да ещё и без воды.
Времени в запасе уже не будет.
Оно нам надо?

Поэтому решили заночевать где-нибудь здесь внизу, а завтра с утра отдохнувшими уже начинать подъём - куда дойдём,
зато в течение целого дня будет возможность сманеврировать.
После короткой разведки нашли замечательное ровное место в живописном самшитовом лесу (тогда ещё не обглоданном).
От берега Бзыби на некотором отдалении, отчего не очень сыро и промозгло.
Рядом журчит чистый ручеёк. выбивающийся из родника под замшелыми камнями.
Идиллия! Мечта туриста!
Здесь и расположились на первую ночёвку.

---2 - копия.jpg

Мы поставили палатку, пообедали.
Лес кругом, жгли костёр.
После обеда я ещё раз сходил "на разведку" по ближайшим окрестностям.
Неподалёку обнаружилась весьма натоптанная скотом (в основном - домашними козами) тропа,
втягивающаяся в распадок чуть севернее места нашего бивака.
Между тем погодные условия ухудшились - облачность сгустилась, нагнало туман и закапал постепенно усиливающийся дождь.
Но мы уже могли укрыться в палатке, преисполненные согревающими мыслями,
что как хорошо - не пришлось брести вверх по мокроте.

По высотомеру (пока ещё не GPS), отметка нашего первого бивака - 110 м.
 
Последнее редактирование:
#13
Можно было бы попытаться это сделать из селений западной части Гудаутского района (Калдахуара, Блабырхуа
С Блабырхуа есть подъем. Поднимались раньше да на пастбища. Хотел в прошлом году сходить с братом двоюродным, но были обстоятельства ... Говорит за день до альпики дойти реально. только с водой беда. в планах пройтись там, с гулянкой по всему хребту на восток
 

Alter

участник
#15
мостков там давно нет: переход по камням))
Выходит, что нам немного повезло.
Вообще, конечно же, какие-то изменения за истекшие 10 - 12 лет должны были произойти,
и это ныне следует учитывать при планировании похода.
 
Последнее редактирование:

Alter

участник
#16
С Блабырхуа есть подъем. Поднимались раньше да на пастбища. Хотел в прошлом году сходить с братом двоюродным, но были обстоятельства ... Говорит за день до альпики дойти реально. только с водой беда. в планах пройтись там, с гулянкой по всему хребту на восток
Да, abkhaz - я помню, этот момент упоминался ранее в комментах к другим темам на этом форуме.
Вроде как по дедовским тропам хотел пройтись.
Вполне возможно, путь там безусловно должен быть.
Мы тоже такой вариант захода наверх прорабатывали, я это уже упоминал в самом начале данной темы.
Остановились, правда, на другом варианте, что сейчас описывается - а если выбраться, по любому пути, на верха Бзыбского хребта в западной его части - там действительно раздолье и на восток можно хорошо погулять по "альпике"!
Об этом речь ещё будет впереди.

Пока же вернусь к описанию, как мы на эту "альпику" выбирались.
 
Последнее редактирование:
#17
От 10 км Рицинской дороги я поднимался уже 3 раза: первый раз только до большой поляны с папоротниками, а другие 2 раза - уже дальше.
Стартовал рано утром и к вечеру (подъём совсем непростой, особенно в начале) был у балагана пастухов на краю альпики.
В прошлом году меня внизу встретил уже сам пастух и его конь помог дотащить рюкзак до балагана: это сэкономило пару часов! ) 1.jpg
 

Alter

участник
#19
07.06.06.

Первая ночёвка в моём первом многодневном походе в горах Абхазии прошла нормально.
Дождь поливал несильно, и к утру прекратился.
В 6:50 мы, удостоверившись что небо прояснилось, начали сборы.
В ходе сборов и за завтраком обсуждали - как всё же начнём подниматься наверх - по старой колее или по вчера обнаруженной свежей скотопрогонной тропе.
Рассудили так: если коз погнали на верхние пастбища, наверняка же по тропе, то по следам мы и выйдем, вероятно, в район горы Амжуляра - что нам и надо.
А тракторная колея - ещё неизвестно, куда она выведет.

В 8:25 мы начали движение, встали на скотский след.
Пройдя немного на север вдоль берега Бзыби, скотопрогонный путь начал резко забирать вверх по склону слева (по ходу) от распадка с ручьём.
За первую "ходку" прилично набрали высоту, одолев перепад более чем 250 метров по вертикали (за 40 минут).
Таким и темпом и до Амжуляры к обеду доберёмся.
Однако примерно у отметки 400 м скотская тропа перешла через ручей вправо, а затем стала уклоняться ещё правее и пошла даже немного вниз.
Покрутив по лесистому склону, мы вскоре неожиданно вышли на старую тракторную колею.
Конечно же, это та самая колея, которая от края поляны близ места нашей ночёвки начинает подъём наверх.
Выходит, что зря мы этот манёвр вслед за козами совершили - надо было, оказывается, сразу по дорожной колее подниматься.

Часть скотских следов пошла по колее дальше вверх, часть - обратно вниз.
Козы тут шарятся туда-сюда, решили на них не ориентироваться - направились вверх по старой давно не езженной колее.
Идём по густому широколиственному лесу.
На буках иногда проглядываются следы старой туристской маршрутной маркировки, оставшейся ещё с советских времён -
синие равносторонние ромбы на белом фоне.
Я по компасу отслеживаю общее направление движения - от Бзыби шли сначала на восток, потом стали отклоняться на юго-восток.
Где-то выше отметки 600 м опять стали отклоняться чисто к востоку.

Воды нигде нет.
На довольно крутом склоне колея ушла правее - по всей вероятности, начинает подъём по серпантину.
Но люди и скот тут натоптали напрямик "сокращёнку", мы тоже пошли этим путём.
Через какое-то расстояние справа обозначилась ложбинка с текущим ручейком.
Вдоль ложбины мы к 11:05 вышли к роднику с желобком (отметка по высотомеру - 805 м).

1.jpg

Хорошее место для бивака, кстати говоря.
Есть где поставить палатку, родниковая вода, дров для костра кругом навалом.
Если бы точно знали про это место, можно было бы ещё вчера сюда подняться.

Отдохнув и взяв на всякий случай с собой запас воды, двинулись дальше.
Через 15 минут прошли мимо старенького лесного балаганчика, слева от нас остался.
Колея огибает южный отрог лесистой вершины с отметкой 1304 м и постепенно заворачивает на северо-восток.
В 12:25 отдохнули у примечательного места - выхода сильно эродированных известняковых скал (отметка 1040 м):
"дырявые камни" - мы помним о них, упоминал вчера в разговоре с нами абхаз Виталий, с которым общались на Рицинской трассе перед висячим мостиком.

Стало быть, правильно идём:

2.jpg

Между тем погодные условия стали резко меняться.
С утра солнышко сквозь лес просвечивало, а около 13:00 вдруг сверху повалил клубами туман -
не снизу, а именно сверху.
Через 5 минут - "молоко" кругом.
Стараясь не сбиться с колеи, чуть ли не на ощупь двинулись по ней в восточном направлении.
Фотографий и раньше не делали при движении по лесу, а сейчас и вовсе не до того стало.

Метров через 400 (примерно) после "дырявых камней" вышли к развилке:
колея вдоль склона пошла дальше на восток, а влево отклоняется тропа со свежими скотскими следами.
Как надо идти дальше?

3.jpg
 
Сверху