Абхазия. Поход "осенней сессии", 2018 год.

Alter

участник
#1
Абхазия. Поход "осенней сессии", 2018 год.

Череда летне-осенних походных мероприятий в начале сентября этого года в очередной раз привела меня в горы Абхазии.
Аккурат соответственно сути названия темы данного отчёта.

В этом сезоне собственный график походов и других горных мероприятий, начиная с июля-месяца, был довольно плотным.
Так что общение в интернете оказалось ограниченным в значительной степени:
- там, где довелось побывать летом, и так само по себе дело обстояло плоховато со связью, в том числе и с доступом к Сети;
- в короткие паузы между мероприятиями также было не до сидения в интернете.

Поэтому я в такие периоды практически устраняюсь от этого блага цивилизации и научно-технического прогресса.
Переношу это спокойно и безболезнено, а дома так и вообще блокирую через провайдера предоставление данной услуги, чтобы "денежки на балансе" зря не расходовались, пока здоровье и обстоятельства позволяли путешествовать в интересных для меня местах.

В связи с этим получилось так, что не отвечал на вопросы и комменты на этом и других форумах.
Например, от nebesyonok в параллельной теме в этом же разделе был вопрос про пер.Чамашха в Гагрском хребте - задавался в конце августа.
Но ответить тогда и в последующие дни практически не было возможности.
Сейчас такая возможность есть - хотя, наверно, актуальность уже несколько уменьшилась.
Но я всё равно попозже отвечу на данный конкретный вопрос - не сейчас, так в будущем это может для кого-то тоже представлять интерес.

Теперь же и в целом - иное дело: сезон ведь практически можно считать законченным.
Уже октябрь на носу.
Если и удастся ещё куда-нибудь выбраться более или менее надолго, так и то лишь разок - а может и не удастся вовсе.
Скоро в горах наступит зима, и станет уже не до походов.
Поэтому сейчас самое время поделиться впечатлениями о недавно совершённом походе в Абхазии и разместить об этом отчётик, чтобы не откладывать это дело в долгий ящик.


5.09.18.

В предыдущий раз доводилось бывать в Абхазии более 2 лет назад, в 2016 году.
Сейчас отметил некоторые изменения в привычном порядке подъезда к границе и её пересечения.

Так, к границе мы обычно подъезжали на автобусе №125 из Сочи от привокзальной площади - так именно в нашем случае было удобнее.
При этом в Псоу высаживались довольно далеко от КПП и шли к нему по улице с торговыми точками несколько сотен метров (а ещё раньше - и более, через старый Казачий рынок).
Теперь же автобус № 125п привёз почти до входа в таможенную зону - почему-то у нас так получилось в этот раз впервые.

Народу на регистрации сейчас показалось многовато - впрочем, это может быть и субъективное моё личное мнение.
С чем сравнивать?
Как в разгар лета дела тут обстоят - мне неведомо.
В мае или начале июня людей немного меньше, мне кажется, чем было сейчас.
Мы постояли в очереди перед кабинками минут 20 - 25.
Много это или мало?

Границу пересекли около 12:50.

На абхазской стороне площадку для автобусов также перенесли ближе к КПП.
В предыдущий раз мы пользовались общественным транспортом, когда он отъезжал от места, где сейчас находится автостоянка.
В последние годы (2015 - 2016) сразу от границы брали в Абхазии такси.
Сейчас собираемся заезжать в горы через Сухум, так что ехать туда на такси не с руки - нечего деньги транжирить попусту!
На такси мы ещё успеем прокатиться.

В 13:05 выехали на "маршрутке" на Сухум.
Переместив нас за 250 руб. (с носа) на расстояние 90,77 км к юго-востоку (по прямой), "маршрутка" доставила нас в 14:55 в Сухум на привокзальную площадь (отметка высоты по GPS - 20 метров над уровнем моря).

Не успели мы, слегка уже проголадавшиеся, там и пирожка откушать, как местный таксист нас уже "зафрахтовал".
Сухум, привокзальная площадь:
(вот на этом минивэне, что попал в кадр, мы почти сразу после 15:00 и отбыли от Сухумской привокзальной площади):



Соответственно плану похода, мы должны попасть к мосту через реку Гумиста Восточная, что недалеко от ныне популярного и посещаемого селения Каман.
Туда нас и повёз таксист за 1500 руб.
Дорожка там не ахти, плата разбивается на двоих - так что при этих условиях сумма для нас вполне приемлемая.
А "за такие деньги" водитель нам позволил жевать купленные пирожки/чебуреки прямо на ходу, созерцая при этом проплывающие за бортом местные достопримечательности.

В 15:45 мы выгрузились за мостом через Восточную Гумисту, на развилке Каман/СухумГЭС (отметка высоты 108 м).
В кустах за развилкой мы довольно долго переобувались и переодевались в походную форму одежды, перекладывали рюкзаки.
Я ещё сходил на берег Восточной Гумисты, сделал нужные мне наблюдения.

Ровно через час, в 16:45, наконец-то начали пешеходную часть маршрута.
В Каман нам пока не надо.
Приноравливаясь к кажущимся тяжёлыми рюкзакам (наверно, из-за начального обилия продуктов), от развилки поплелись вверх по нудному тягучему подъёму в сторону СухумГЭС.

Надо сказать, что мы оба в данном районе раньше не бывали никогда.

Для кого-то бывать здесь уже обыденное дело, а нам тут интересно всё и везде, поскольку на каждом шагу - своя личная terra incognita.
Это обстоятельство, безусловно, привносило в сущность нашего нынешнего похода особый драйв.
Поэтому и тяжёлые рюкзаки, и тягучий подъём по пыльной дороге не особо удручали.

Пройдя несколько зигзагов дороги, показанных на топографической карте Генштаба (ГШ), слева от проезжей части увидели информационный щит:
"Каман, святые места: тропы паломников".
Интересно, конечно, может и мы когда-нибудь пройдёмся по этим тропам.
Находится щит в районе высотной отметки 344 м (по GPS).



Информационный щит установлен, уже довольно давно, гуманитарной организацией HALO TRUST.
Это весьма специфическая организация, долгое время проводила тут разминирование территории после боевых действий 1992 – 1993 годов.
Думаю, что демонстрируемые на информационном щите тропы для паломников действительно безопасны.
А вот к указанному предупреждению всё же стоит отнестись серьёзно.
Боевые действия тут и неподалёку шли весьма интенсивные и в относительно ещё недавний период времени.

И подтверждение этому мы успели отметить уже в течение своего совсем недолгого пребывания здесь.
Скажем, с проезжающего джипа это вовсе не заметно, а вот при движении непосредственно по грунтовой дороге взгляд то и дело выхватывает по обочинам и на проезжей части настрелы "калашовских" гильз 7,62 и 5,45-мм, большое количество осколков с фрагментами специфически деформированной резьбы и без неё…
Около моста через Гумисту такие следы вообще часто попадаются,
но чем дальше от речки на север – тем меньше.

Ещё через 565 метров к северо-востоку от информационного щита вышли на очередную развилку, на взгорке (отметка 364 м).
Прямо (направо) пошла дорога на СухумГЭС 1-й участок и в среднюю часть долины реки Гумиста Восточная.
Там тоже весьма интересно побывать-походить.
Но сразу или одновременно в разных местах быть где-либо затруднительно,
надо что-то выбирать.
И мы, согласно плану похода, направились по дороге влево вниз – в долину реки Гумиста Западная.

Вскоре выяснилось, что вблизи этой развилки мелкие ручейки пересохли – осень ведь, недавно только лето закончилось.
К тому же нам не удалось до темноты спуститься к Гумисте.
А темень после 19:00 навалилась густая и кромешная.
Что же делать?
Достали фонарики и потопали дальше вниз по дороге, надеясь найти воду и более или менее комфортное место для ночёвки.

Но так можно и до самой СухумГЭС протопать.
Что и подтвердил водитель встречного УАЗика, остановившийся чтобы перекинуться с нами пару слов.
"Тут до СухумГЭС пару километров ещё вам пройти надо", - подбодрил нас дядька.
Ломиться в темноте до СухумГЭС совсем не хотелось, тем более что насчёт "пары километров" тоже сомнения имелись – там в реальности этих километров поболе будет.

Прошли что-то типа бетонного моста через боковой приток.
В далёкой глубине под нами тихо булькала водичка, но до неё даже свет наших фонариков не добивал.
Спускаться же туда по скалам в потёмках было бы не разумно.
Ещё меньше шансов казалось спуститься за водой к Западной Гумисте – речка шумела уже вроде бы как совсем рядом, но, похоже, текла в каньоне – как туда спустишься по ночи?

Но вот мы подошли к неким "плачущим скалам" – с помощью кружек удалось довольно быстро нацедить стекающую по живописным (в ночных условиях при свете фонариков) мхам водичку для ужина/завтрака.
Рядом, около одной из опор ЛЭП, нашлось и место для палатки.
Тут и решили заночевать.
Около 20:30 начали ставить палатку на "пятачке" под опорой ЛЭП.

Я точно сейчас не могу сказать , что именно за опора приютила нас "под своей сенью", номер сооружения не отложился.
Запомнилась, что к нижней части опоры было привязано зеркало (как будто бы от трюмо - ?).
Но таких опор, с зеркалами, в этой части ущелья Западной Гумисты несколько.
Об этом, в частности, упоминает webazz в одном из отчётов (стр.5 - 6) в данном разделе форума:

http://www.abhazia.com/phpBB2/showthread.php?t=18459

Может быть, вот под этой опорой и ночевали – только чуть-чуть правее:

На одной из опор встретил инсталяцию в духе: Look at yourself...

Ну а что?
Автомобильное движение ночью по этой дороге вряд ли будет интенсивное, а утром мы постараемся пораньше убраться отсюда.
Да и расположились мы всё-таки не на проезжей части, а за обочиной – ещё и площадка довольно приличная попалась, с травкой и почти без неровностей.
И вместо того, чтобы ноги выламывать в ночном марше на СухумГЭС, мы быстро согрели на газе ниспосланную нам воду и вскоре уже попивали чаёк, предвкушая уже близкую "отключку" в спальниках во вполне горизонтальном положении.
К тому же ещё желалось завтра в светлое время осмотреть впервые посещаемое нами явно красивое горное ущелье, а не проскочить его в ночной тьме.

От места начала пешеходного движения (развилка с отметкой 108 м за Каманским мостом) удалились напрямую на 5,02 км к северо-западу.
Атмосферное давление на месте ночёвки составляет 739,78 мм ртутного столба.
Показатель этот - практически как в Москве, хоть вроде бы и в горах находимся.
Оно и не удивительно - первая ночёвка, на дне ущелья, далеко в горы ещё не забрались, большую высоту не успели набрать, соответственно и атмосферное давление пока высокое.
Высотная отметка нашего бивака на обочине дороги - 179 м (по GPS).

Участок маршрута 5.09.18, карта 1:100.000

 

Alter

участник
#2
6.09.18.

Ночь прошла спокойно.
Никто ночью по дороге не ездил и нас не беспокоил.
Несколько утомлённые после вчерашних переездов и вечернего марша, мы благополучно продрыхли условленное время пробуждения (6 часов утра), и только около 7:00 продрали глаза и начали возню по свёрыванию бивака.

Погода с утра, как и вчера, хорошая.
На 6:50 атмосферное давление - 738,24 мм ртутного столба.
Некоторое уменьшение давления по сравнению с вечерним (не более 1,5 ... 2 мм) - нормальное явление при суточной динамике атмосферного давления.
Ничего не предвещает скорого ухудшения погодных условий.

Позавтракав, в 8:35 выдвинулись от приютившей нас обочины под опорой ЛЭП.
Идём вверх по долине реки Гумиста Западная, по левому берегу.
Ущелье действительно оказалось красивым, есть на что посмотреть.
Почти напротив нас, на правом берегу - мощное скальное нависание, с какими-то пещеристыми образованиями.
К сожалению, из-за условий освещения фотография этого объекта не получилась.

Там, где мы приткнулись на ночёвку, вариантов нормального спуска к речке не оказалось - почти каньон, можно сказать.
Но дальше появились и более удобные спуски, и даже съезд к берегу - там и на ночёвку можно было бы при случае расположиться.
Впрочем, если бы мы вчера продолжили ночной марш к СухумГЭС, то наверняка бы в потёмках проскочили это место.

Однако где же эта СухумГЭС?
Прошли крутой изгиб ущелья (отметка 200 м), а ожидаемого вида на это сооружение пока так и не открылось.
Зато вскоре увидели справа от дороги некую строящуюся будку:



Не могу точно сказать, что это будет, но впечатление такое, что хотят поставить тут кордон, шлагбаум - и будут брать с пеших туристов и джиппингёров плату за проход/проезд.
Уж слишком подобные будки из другх мест Кавказа, в целом, навевают такие аналогии.
Но пока проход свободный.

А ещё метров через 300 прошли очередной поворот, и наконец-то открылся вид на знакомые (по фотографиям из интернета) места в районе СухумГЭС.
Подошли к нижнему железному мосту через Гумисту (по GPS - высотная отметка 195 м, длина - 52 м).

На СухумГЭС уже просто так не попадёшь - шлагбаум, колючая проволока.
По сведениям с разных сайтов, этот объект гидроэнергетики в нынешнее время восстанавливается, после многих лет разрухи и заброшенности.
Вскоре, за мостом, сквозь листву деревьев, открылся вид и на само здание ГЭС на левом берегу Западной Гумисты:





Подошли поближе, с правого берега обозреваем интересный, не побоюсь этого слова, памятник истории, архитектуры ну и энергетики тоже.
Действительно, внешне результаты реконструкции налицо - здание отремонтировано, свежевыкрашено, окна вставлены современные.
При этом изначальные архитектурные изыски и особенности вроде бы сохранены.
В общем, впечатление вполне благоприятное:



Хотя раньше, в сравнительно недавний период, виды на это сооружение, наоборот, вызывали самое удручающее впечатление.
Для сравнения - несколько фото из сети, где запечатлены виды ГЭС до реконструкции.
И для контраста мои свежие фотографии - ракурс, правда, в точности повторить не получилось:










И вид уже не напротив, а чуть выше по течению:





Так что внешне признаки продекларированной реконструкции, безусловно, имеют место.
Как там продвигается внутренняя реконструкция (гидороагрегаты, оборудование и т.д.) - кто ж его знает.
Немного жаль, что не удалось воочию поглазеть на древнюю шведскую технику - ничего теперь не поделаешь, придётся довольствоваться прежними фотографиями и роликами из интернета.

Судя по всему, ГЭС как объект энергетики на данный момент пока не работает.
Иначе из нижнего створа должен бы вырываться поток сбрасываемой воды (на следующей фотографии показано красной стрелочкой), как нам показалось.
Но там ничего на 6.09.18 не вытекало:



Отдав должное этой выдающейся местной достопримечательности, мы двинулись дальше вверх по долине по дороге.
Примерно через 0,5 км после ГЭС подошли к верхнему железному мосту (отметка 199 м, длина 31 м).
Перешли опять на левый берег Гумисты.
При этом пришлось сдерживать моего напарника от его желания прыгнуть в безумно првлекательную для него голубовато-зелёную заводь прямо под мостом.

Нет, конечно, он не собирался сигануть в речку вместе со своим рюкзаком.
Надо было останавливаться где-то за мостом, промерить на всякий случай глубину в ямке под мостом - мало ли что показалось при взгляде сверху: а без этого затея могла закончиться не очень весело и наш поход завершился бы толком ещё и не начавшись.
Короче, "веселуха" потребовала бы какое-то время затратить, а нам желательно график движения выдерживать.
И вообще у нас жёсткий договор действует - купание в речках и водоёмах в течение похода только на биваках или во время длительных перерывов (на обед, на "перекус", и т.д.).
Чтобы светлое время не транжирить.
Иначе мы этап по речкам и за неделю не преодолеем.

Кстати, товарищ прикинул высоту верхнего железного моста над речкой - 8 метров.
Мне кажется, всё же поменьше.
Глубину заводи при взгляде сверху я и вовсе не берусь оценивать.
В общем, полёт не состоялся.
Прыгать собирался с противоположного (по ниже приведённой фотографии) края - вправо:



Выше моста долина Западной Гумисты несколько расширяется.
Полно удобных мест для ночёвки.
С левого борта стекают ручьи. Но и в самой Гумисте вода чистая, можно вполне брать в случае чего для приготовления пищи.
Прошли опутанный зарослями фундамент какого-то здания (справа возле дороги) - решили, что это ещё какой-то объект советской эпохи.

С обеих сторон от дороги - ещё недавно живые самшитовые деревья.
Теперь же весь самшит погиб, как известно, в результате недавней экологической катастрофы.
Это коснулось и здешних мест.
Правда, мох на ветвях остался по-прежнему; кроме того, листва на деревьях некоторых других пород тоже осталась непоеденной.
Так что живописность местного леса в какой-то степени сохранилась.

Километра через 2 после верхнего железного моста остановились на "перекус", расположившись на сооружённых добрыми людьми лавочках на берегу Гумисты (отметка 220 м).
Это считается довольно длительной остановкой.
Купание не возбраняется, что товарищ и проделал, окунувшись в речку - благо что от места "перекуса" до неё всего лишь несколько километров.
Мне же водица показалась прохладной для купания.

В 12:45 двинулись дальше после "перекуса".
Неспешным темпом проследовали по явно ухудшевшейся (после СухумГЭС) дороге до брода через крупный приток Западной Гумисты - реки Чедым.
При этом дважды пересекали меридиан с целым значением долготы - 41-й градус восточной долготы - сначала с востока на запад, а через несколько сотен метров - обратно с запада на восток.
Я всегда люблю отслеживать подобные моменты по GPS - можно делать интересные геодезические и географические наблюдения.
Например, можно объективно оценить точность топографических карт, также и точность собственно GPS, как это всё соотносится с местностью - вследствие повышенной наглядности, поскольку меридиан с целым значением градусов всегда является границей картографических листов.

Этот момент на выкопировке карты 1:50.000 ("пятисотке") выглядит так:



В данном случае сопрягаются картографические листы К-37-034-В (слева) и К-37-035-А (справа).
Близ слияния рек Зап.Гумиста и Чедым, немного южнее - видно, что изгиб дороги чуть-чуть заходит влево за выделенный красной линией меридиан.
Вот ою этом выше и говорилось.

Сам автомобильный брод через реку Чедым (отметка по GPS - 252 м) в этом месте и в это время оказался несложным и неглубоким, течение не сильное.
Преодолевается без проблем.
Сразу за бродом, на правом берегу реки Чедым - развилка дорог.
Налево идёт путь в верховья Зап.Гумисты и на перевал Доу, а направо - вверх по р.Чедым и один из вариантов захода на одноименный горный массив.
 
Последнее редактирование:

Alter

участник
#3
(в продолжение дня 6.09.18)

На современных картах, даже самых подробных, название местности вблизи слияния Зап.Гумиста + Чедым не приводится.
Однако по топографическим картам более раннего периода - первой половины XX века - название у данной местности всё же есть.
Например, на "царской" карте (топографическая съёмка 1902 - 1904 г.) указывается - "уроч. Двуречье":

район слияния Зап.Гумиста + Чедым, карта 1:84.000



Имеется ввиду "урочище Двуречье".
Это в отличие от селения с таким же названием, что расположено по течению Зап.Гумисты выше от места слияния с р.Чедым (на современных картах данное селение фигурирует под названием "Адзыбжара").
Именно название "Двуречье" для этого села указано на довоенных картах и времён Великой Отечественной войны.

На приведённом фрагменте старой карты приводится высотная отметка - "133".
Поскольку карта т.н. "царская", то и высотные отметки на ней даются не в привычных нам метрических единицах, а в саженях.
При желании и для сравнения можно самим перевести это значение в метры.
Почему название исчезло с более современных карт примерно такого же масштаба?
Ну, наверно, в картографии-топографии тоже какие-то эволюционные процессы присутствуют: что-то убирается, что-то добавляется...
Может, и ещё есть некие причины и объяснения этому.

Кстати, в отношении дорог и современные карты в данном месте чуток привирают.
Для тех, кто самостоятельно и впервые - как и мы сами в описываемом походе - будет планировать свои мероприятия в этом районе Абхазии, информация может быть пригодится.
Так, на картах ГШ дорога вверх по Чедыму на "пятисотках" и "километровках" от места брода показана по левому (орографически) берегу р.Чедым.
Там действительно есть старая колея, я специально в этот день, 6.09.18, ходил её смотреть.
А вот по правому берегу р.Чедым по карте никакой дороги нет, и вообще показан некий мост через реку.

В действительности - никакого моста нет (вероятно, смыт в прежние времена и так и не восстановлен), имеет место довольно благоприятный брод через речку.
Зато по правому берегу р.Чедым вверх уходит весьма наезженная дорога
(на приведённом ниже фрагменте карты указана чёрным пунктиром).
Предполагаю, что показанный на этой же карте другой мост, выше по течению - выделен жёлтым знаком вопроса - ныне также отсутствует:

карта 1:50.000



Преодолев удобный мелкий брод по галечному дну, мы в 14:20 оказались на развилке Зап.Гумиста/Чедым.
Занеся эту точку на GPS, согласно плану похода, повернули налево и потопали вверх по долине Западной Гумисты.
Здесь тоже есть пока вполне приличная дорога.
Она над слиянием поднимается метров на 30, огибая вдающийся отрог г.Ахипс, затем постепенно спускается в левобережную пойму опять же Зап.Гумисты.

Примерно через 0,5 км прошли мимо домиков справа от дороги.
Сначала подумали, что это пасека.
Но, оказалось, что кроме пчёлок тут держат и другую живность -
о чём свидетельствуют импровизированные щиты-транспаранты на деревьях.
Такой же предупреждающий щит-транспарант мы видели около брода через Чедым, здесь он продублирован:



Вскоре и мы сами пронаблюдали, как пятнистые хрюши разгуливают по "територии".
Понятно, почему хозяева позаботились о предупреждении.
Здесь наверняка охотнички обретаются, и запросто могут завалить расхаживающих по лесу домашних свинушек.
Наверно, такие прецеденты имели место, поэтому хозяева и развесили предупреждающие объявления.

Между тем у нас самих всё настойчивее урчало в животе, давно пора где-нибудь приткнуться на обед.
За домиками свернули влево, пересекли речную пойму с пересохшей старицей, и в 14:55 расположились на обед в лесочке прямо на берегу Западной Гумисты (высотная отметка 249 м).
Воду зачерпнули в чистой и совсем безобидно журчащей обмельчавшей Гумисте, согрели на костре.
Товарищ пытался искупнуться, так с трудом нашёл вблизи место в речке, чтобы вода перетекала через тушку в лежачем положении.

Ближе к концу обеденного перерыва усекли на противоположном берегу молчаливого пёсика, светлого окраса с рыжими подпалинами, внимательно взирающего на нас оттуда. Помахали ему.
Пёс вскоре перешлёпал через Гумисту на нашу сторону.
Подошёл к нам, проницательно позаглядывал в наши морды, обнюхал место обеденного привала.
При этом ни разу не гавкнул.
И затем так же молча удалился в лес по своим делам.

В 16:55 возобновили движение после обстоятельного перерыва на обед.
Время ещё есть, можно какое-то расстояние преодолеть вверх по долине.
От берега выбрались на дорожку, потопали дальше на запад.
Примерно через 800 метров - развилка за ручьём (отметка 271 м).
Вверх лезть не хотелось, пошли по нижней колее влево.
Тут оказался непроезжий участок - завалы деревьев, опять же грязь.
Ну а что нам грязь?
"Танки грязи не боятся"!

Меньше чем за час прошли левобережную часть селения Адзыбжара.
Это как раз и есть то селение "Двуречье", о котором упоминалось здесь в отчёте несколько выше.
Полуодичавшие сады, поляны, по которым шастают пятнистые свиньи - но видно, что домашние, людей (нас) не особо пугаются.

карта 1:100.000, составлена в 1942 году



Перед крупным левым притоком (р.Дочерипша) дорожки вновь сошлись, и вскоре колея уткнулась в очередной брод через Западную Гумисту.
Тут мы немного пораздумывали.
Дело в том, что за р.Дочерипша начинается подъём по верхнему пути, ведущим в верховья Западной Гумисты довольно высоко над руслом.
Соответственно и уровень воды в речке при этом не имеет значения.
Однако сейчас воды в Гумисте вроде бы как немного, надеемся проскочить.

В 18:20 запросто пересекли брод через Гумисту ниже устья р.Дочерипша (отметка 274 м).
Прошествовали мимо сохранившихся домиков правобережной части села Адзыбжара/Двуречье.
Впечатление жилых они не оставляют.
Вероятно, постоянно в этом селе сейчас люди не живут.

В Западную Гумисту в пределах /бывшего/ села впадает довольно крупный правый приток - р.Мельничная (по современным картам).
По карте 1942 года этот приток называется "Ахедора" (см. фрагмент карты выше).
Приток переходим непосредственно в месте его впадения в Гумисту -
облезать поверху по хлипкому металлическому швеллеру желания не возникло.

Уже в сумерках дотелепали до следующего крупного правого притока - р.Маденка.
Близ устья притока раскинулась полянка, но нам желательно отойти в лес, чтобы были рядом дрова для костра.
Так и сделали - по левому берегу р.Маденка сместились метров на 200 вверх по течению.
Здесь в 19:10 и начинаем ставить в довольно удобном месте очередной бивак.

Между тем около 20:00 стало погромыхивать по горам, пока где-то вдалеке.
Но постепенно становится ясно, что гроза нас всё-таки нахлобучит - вопрос только во времени.
Успели поставить палатку, разжечь костёр; воду для ужина набирали в чистой р.Маденка.
Практически успели и поужинать, хотя и под сполохи приближающихся молниевых разрядов.
В 21:30 гроза накрыла нас, полил дождь - я не успел допить своё вечернее какао у костра, пришлось ретироваться в палатку.

Высотная отметка нашего бивака - 303 м.
Атмосферное давление составляет 727,31 мм рт. столба.
Ходили практически весь день, а высоты набрали всего ничего.
От места первой ночёвки удалились на 9,22 км к северо-западу (напрямую).

Участок маршрута 6.09.18, карта 1:100.000

 
Последнее редактирование:

Alter

участник
#4
7.09.18.

Всю ночь шёл дождь - то усиливался, то ослабевал.
Не прекращается и утром.
Но гроза не гремит.
В принципе, у нас по плану похода предусмотрены резервные дни - как раз на случай непогоды - поэтому особо спешить куда-то пока нет резона.
И под монотонное убаюкивающее постукивание капель о тент палатки спим "до упора" - то есть примерно до 9:00 (чуток больше).

На 9:30 атмосферное давление составляет 729,41 мм ртутного столба.
По сравнению со вчерашним вечером явное повышение, и это вселяет некоторую надежду на улучшение погоды.
Действительно, дождик вскоре начал стихать.
После 10:00 мы позавтракали в палатке (воду грели на газе, с костром по мокроте связываться не стали) и начали сборы.
Полного ходового дня сегодня не получится - это понятно было, но на какое-то расстояние продвинуться всё же удастся, как нам казалось.

Около 11:00 послышался приближающийся звук мотора, и вот по разбитой колее мимо места нашего бивака протарахтел видавший виды УАЗик.
А за ним семенил тот самый вислоухий пёс с рыжими подпалинами, с которым мы познакомились вчера на обеде.
Двое местных мужиков направляются куда-то по своим делам вверх по р.Маденка, мы поприветствовали друг друга и перекинулись парой слов.
И пёсику тоже респект выразили.

Дождь к тому времени перестал, уже и с деревьев почти не капало.
Посмотрели на речку Маденка - вода такая же чистая, как вчера.
Наверно, что в целом ночной дождь был тут не сильный, или проливался где-то в стороне.

Кстати, насчёт речки Маденка.
Прорабатывая ещё при подготовке к походу различный картографический материал, я обратил внимание, как совсем по-разному отображён прилегающий участок территории на картах Генштаба 1942 и 1978 годов.
Ну совсем по-другому.
Для сравнения - примерно аналогичные фрагменты этих карт, обе масштаба 1:100.000 ("километровки"):



Во-первых, сама река Западная Гумиста на военной карте показана текущей как-то чересчур прямолинейно и схематично (левый фрагмент).
Хотя выше селения Адзыбжара/Двуречье русло делает довольно резкие изгибы.
И это видно не только на более современной карте (правый фрагмент).
Убедиться в этом можно и по видам "со спутника", на ресурсах типа Google Earth, а также делая наблюдения при непосредственном собственном посещении данных мест.

Но где же на карте 1942 года Маденка - довольно крупный правый приток Гумисты?
Должен ведь впадать практически недалеко от устья другого правого притока - Ахедора/Мельничная, немного левее по карте.
По GPS, расстояние между устьями этих двух притоков составляет 528 метров, что в общем соответствует указанному на карте 1978 года.

Намного выше по течению, примерно посередине между притоками Ахедора и Акудроха (Акудроха и на современной карте фигурирует тоже), на карте 1942 года показан некий правый приток Гумисты, название не подписано.
Предположительно, это и имеется ввиду Маденка.
Хотя по рельефу совсем не соответствует действительности.
В общем, налицо недоработка прежней топографической службы -
может быть, условия военного времени тому причиной.

На приведённом фрагменте карты 1942 года можно заметить также объект, который, вероятно, даёт объяснение новому названию правого притока - "Мельничная".
В устье р.Ахедора показана мельница, а именно водяная мельница.
Близ места впадения в Гумисту приток стекает по крутому скальному ложу, и водяной мельнице, в общем-то, тут самое место.
В былую эпоху это весьма важный объект в жизни и быту местного населения.
Со временем наличие водяной мельницы всё более соотносилось с самой речкой, и к 1978 году более утвердилось уже название "Мельничная":



Вернёмся после краеведческо-картографического экскурса к описанию самого похода.

В 11:45 мы наконец сдвинулись от места бивака (отметка 303 м).
Вскоре вышли к берегу р.Западная Гумиста.
Ничего себе!
Вместо умиротворённой прозрачной речушки, каковой предстала нам Гумиста вчера, теперь по руслу нёсся мощный бурлящий поток коричневого цвета.
Это оказалось неожиданным, учитывая что в р.Маденка вода и утром оставалась незамутнённой и уровень её не повысился.
Очевидно, что дожди в верховьях Гумисты - в районе Бзыбского хребта - прошли всё же нехилые.

В общем, есть отчего почесать репу.
Как теперь быть с ожидающими нас впереди бродами, выше по течению?
Может, лучше пока не поздно вернуться в Адзыбжару, и от устья Дочерипшы подняться на верхний путь по левому борту долины?
Но там ведь тоже придётся пересекать вброд Гумисту - где мы прошли вчера вечером.
Да и верхний путь тоже через некоторое число километров опять спускается к руслу Западной Гумисты (видно по карте), а там опять придётся столкнуться с бродами.

Короче, решили двинуться всё же вверх по речке.
Если что, будем пытаться переходить взбухшую Гумисту со страховкой или "стенкой".

Пока же вполне ещё приличная колея довольно долго вела по правому берегу.
Мы посматривали на поток, и становилось немного не по себе от предчувствия влезать в речку.
За очередным поворотом вырисовывалась явная теснина, и вдруг мы раз - и вышли к мосту с деревянным настилом!

Я этот мост помню из сведений, полученных из интернета, в том числе и по другим отчётам на данном форуме.
Например, из темы "Майская прогулка с невостребованным солнечным кремом", что оставлял webazz ещё в 2015 году.
Ссылка на неё приводилась в сообщении #1 в этой теме:

http://www.abhazia.com/phpBB2/showthread.php?t=18459

Позволю себе привести оттуда ещё цитату с парой фотографий:

Вдруг перед нами пролег старый автомобильный мост на покорёженных железных балках и пригласил нас на правый берег.





Рядом на реке, чуть ниже по течению хороший брод для тяжелого транспорта. Впрочем, вряд ли какой-то другой сюда доберётся, так что мост давно уже стал пешеходным. В этом качестве он был просто роскошным! Его настил набран из круглых бревен подобно гати и они шевелились под нашими ногами.
Для нас этот мост тоже пролёг вдруг.
Хотя мы двигались в направлении противоположном, чем webazz с группой в своё время.
Где именно находится мост - я точно не знал, но по внешнему виду, памятуя фото из сети, узнал сразу.

Вообще, это очень интересный момент -
уже после этого нашего описываемого похода я ещё не один раз просмотрел этот и другие отчёты, также и другие материалы из интернета.
Да, перед походом тоже просматривал.
Да, конечно, интересно было.
Но теперь, после того как уже сам побывал здесь, подобные вещи воспринимаются уже по-другому, уже как знакомые места -
и это: другой взгляд, сравнение ракурсов, возможные изменения и т.д. - вызывает также определённый и не меньший интерес.

Вот и мой взгляд на этот мостик, с правого берега, при движении вверх по долине:



Перейти пешком по этому мостику вполне реально и сейчас.
Но надо быть осторожным:
скользкие после дождя брёвнышки уже ковыряются под ногами, можно запросто навернуться на настиле, а то и, не дай бог, рухнуть в Гумисту.
На моей фотографии видно, что речка течёт мутная.

По GPS, координаты правой стороны этого мостика (отметка 325 м):
N - 43° 13,009ꞌ
E - 40° 57,171ꞌ
От устья р.Маденка - 1,30 км к северо-западу (напрямую).

Мостик мы преодолели благополучно, за ним сделали привал у дорожной колеи, на левом берегу.
После возобновления движения довольно скоро упёрлись в автомобильный брод.
Но тут нашёлся обход - старая разрушенная и непроезжая колея, но вполне проходимая.
А через 200 метров дорога через следующий брод опять вышла к нам на левый берег.

В 13:15 проследовали развилку (отметка 340 м): вправо вверх на склон уходит некая колея.
Думается, она выводит к "верхнему пути", что проложен довольно высоко над рекой - на картах ГШ эта соединительная дорожка вроде бы показана.

Мы продолжили движение по берегу, и через 20 минут после развилки вышли к очередному автомобильному броду через Зап.Гумисту.
Речка тут несколько пошире растекается по руслу, но всё равно в бурлящую воду соваться категорически не хотелось.
На фото левая сторона этого брода.
Вода уже немного стала прочищаться, но течение по-прежнему оставалось бурным - жалко, что на снимке не удалось в полной мере передать это:



Однако и здесь нашёлся обход!
Забегая немного вперёд, скажу, что и на всех остальных остававшихся на сегодня бродах обходы есть.
Лезть в речку было совсем не обязательно!
Где-то прошли по каменистому берегу, где-то были вполне читаемые и проходимые тропы - но также совсем недалеко от берега.
На машине или на коне движение, разумеется, только по бродам;
велотуристам, как, например в прошлом году шли ребята из Донбасса - тоже лучше, наверно, идти бродами - на некоторых обходах протаскивать велосипеды будет заковыристо.
А вот при пешем хождении можно вполне пройти только по левому берегу.

Что мы и проделали сегодня, избежав всех неприятных бродов через взбухшую Гумисту.
На одном из обходов, на краю зарастающей поляны (возможно, бывшей пасеке) увидели три гранитные плиты, вроде как надгробия.
Возможно, тут имеют место не сами могилы, а только установлены эти сравнительно современные памятники.
Трое мужчин, фотографии нанесены - немолодые уже.
Что с ними случилось - не уточняется...

Напротив устья правого притока р.Гумирипша и чуть выше - резкий изгиб русла, теснина.
С левой стороны в речку нисходит крутобокий отрог.
Но и по нему протоптана обходная тропка, поднимаясь метров на 15 - 20 над речкой.
Мы также прошлись здесь, и сразу за сползающей в русло сыпухой, на удобной лесистой "полке" в 14:45 расположились на обед (отметка 386 м).
Внизу видна выходящая из речки после очередного брода дорожная колея, но мы туда спускаться пока не стали.
На высокой ровной "полке" явно посуше, мы готовили обед на костре, вода у нас была с собой.
От места бивака удалились (по прямой) на 4,06 км к северо-западу.

Погода пока нормальная.
Хорошо отдохнув, в 16:40 двинулись дальше от места обеда.
Пришлось спуститься к уже малопроезжей колее, вскоре прошли мимо развалившегося чьего-то убежища из современного рекламного баннера.
На этом участке дорожная колея вновь идёт через многочисленные броды, мы их также благополучно обошли.

В 17:20 вышли к крупному левому притоку (высотная отметка приблизительно 400 м), недалеко от впадения в Зап.Гумисту.
Сюда же, по карте, с левого борта нисходит "верхний путь".
Но развилка совсем не очевидна.
У нас здесь по графику привал, я собирался пойти поискать и нанести в GPS эту развилку, но тут хлынул сразу довольно сильный ливень.
Пришлось залезать под полиэтилен и почти 30 минут пережидать ухудшение погодных условий.

Ждать долго не привелось, в 17:55 продолжили движение.
Сразу за местом привала - обширная зарастающая поляна со множеством старых фруктовых деревьев. Она показана на топографических картах.
Светового времени у нас в запасе осталось уже не так много, тем не менее в течение завершающей "ходки" успели отодвинуться ещё на 1,55 км к северо-западу.

В 19:05 близ устья крупного притока, стекающего из урочища Доуляка (не путать с р.Доуля-Квара), остановились на ночёвку.
Быстро стемнело, вокруг очень сыро - хоть и находились под пологом леса, но воду для ужина решили согреть всё же на газе - тем более что дождь мог вполне снова полить.
За вечерней трапезой неожиданно услышали совсем рядом, за ручьём, громкое мяуканье.
Без всякой хрипотцы или рыка, высокое тонкое мяуканье - ну прямо будто как домашняя кошечка.
Но откуда ей тут взяться?
Скорее всего, дикий кот всё-таки голос подал - может быть, молодой или самочка.
Я к ручью специально подходил, "покыс-кыскал", но тот, кто сказал "мяу", больше себя не проявлял.
А жаль - если бы кошачок пожаловал в гости, я бы с ним поделился кусочком тушёнки из вечерней пайки. :grin:

Высотная отметка нашей третьей ночёвки - 457 м.
Атмосферное давление здесь (на 22:00) - 717,47 мм ртутного столба.
От места предыдущего бивака удалились на 6,84 км к северо-западу.

Участок маршрута 7.09.18, карта 1:100.000

 
Последнее редактирование:

Alter

участник
#5
8.09.18.

Ночью осадков не было.
Но после 6:00 разразилась гроза, полил дождь.
Очень некомфортная обстановка для сборов и выдвижения по маршруту.
Пока лежим.
На 8:00 атмосферное давление составляет 717,98 мм рт. столба.

После 10:00 позавтракали в палатке, воду грели на газе в тамбуре.
Около 11:00 дождь начал стихать и вскоре прекратился.
Покапало ещё с деревьев, затем высунули нос из палатки.
Сходили к Гумисте - вода в речке за ночь почти очистилась, уровень заметно упал.
Пока непонятно, что будет дальше с погодой, но надо выдвигаться - если ухудшится, то впереди ожидается наличие балаганов, можно в них случае чего переждать.

В 12:00 начали сворачивать бивак.
Собрались довольно оперативно.
В 12:35 начали движение.

Дорожная колея вскоре уткнулась опять в брод.
Можно было бы снова поискать обход, но поскольку ситуация отличается от вчерашней, а брод кажется вполне проходимым даже в наших коротких сапожках - то сразу сунулись в речку.
Перескочили без проблем, не замочив ног, и через несколько сотен метров таким же образом перебрались обратно на левый берег.

Собственно говоря, эти броды оказались единственными на всём нашем участке маршрута вдоль Зап.Гумисты.
И то, наверняка есть обход и этих последних двух бродов.
Так что если упрямо не соваться в речку на каждом переходе автомобильной колеи, то можно вполне добраться до начала подъёма к перевалу Доу только по левому берегу (за исключением самого нижнего брода в с.Адзыбжара и учитывая старый мостик с настилом).

Вскоре вышли на довольно обширную левобережную поляну.
Близ её нижнего края видны остатки убежища пастухов, о котором упоминает Донбасс в своей теме из раздела "Горный туризм":
( http://www.abhazia.com/phpBB2/showthread.php?t=20274 ).
Но сейчас присутствия людей и скота не наблюдается.

Мы думали, что дорожная колея здесь и закончится.
Однако. - нет, продолжается и дальше.
Хотя вид колеи на последних нескольких километрах, конечно, ужасающий.
Товарищ мой, сам по себе автомобилист, в связи с этим задаётся вопросом - каково по этой дорожке прокатиться именно до сюда, скажем, на NISSAN X-TRAIL?
И если это возможно, то сколько потом будет стоить ремонт и регулировка подвески?

От верхнего (северного) края начинается подъём на левый борт долины.
тут можно двигаться как по колее, так и по сокращающей натоптанной вьючной тропе (высотная отметка развилки по GPS - 482 м).
Чуть выше мы расположились на небольшой привал.
От места бивака сместились на 905 м к северо-западу.

Мой товарищ по этому и некоторым другим походам в Абхазии - не только автомобилист, но ещё и закоренелый библиоман.
Да и вообще поход для него без самого чтения книжек - немыслимое дело.
Небольшая фотоподборка из прежних походов в Абхазии:







Не является исключением, конечно, и теперешний наш поход.
Я сам тоже не чужд такого занятия, как чтение книг, но всё же не в подобной обстановке.
И так есть что нести в рюкзаке, ещё не хватало увесистые книжки таскать. Электронная книга также не в тему - предпочитаю в походе больше с природой общаться, чем с чтивом.
Но у каждого свои привычки и пристрастия, в принципе это не предосудительно, если в разумной мере.

Вот и сейчас товарищ буквально на каждом привале улучает хотя бы минутку и немедленно достаёт книгу.
А что читается так взахлёб в нынешнем походе?
О, классик! -



После возобновления движения некрутой подъём вскоре вывел к нижнему краю очередной наклонной поляны.
Поляна сильно заросла, здесь в высоком папоротнике мы и сбились с прямого пути на перевал Доу.
В какой-то момент пошли по показавшемся более явственном протопу в зарослях, и в результате к 14:25 поднялись к трём стоящим рядышком балаганам-избушкам близ верхней северо-западной окраины наклонной поляны.
В разбросанном среди них хламе бросились в глаза затоптанные "кишки" от достопамятного советского радиоприёмника типа ВЭФ или "Океан".
Правее виднелся ещё по меньшей мере один домик.
Признаков пребывания людей в данный момент не наблюдалось.

За балаганами (отметка по GPS - 601 м) мы свернули влево и вышли к дряхлому скособоченному туалету "типа сортир" на лесистом гребне отрога.
Старая колея тут делают петлю и уходит обратно вниз на заросшую наклонную поляну.
А где же тропа на перевал Доу?
Судя по всему, ответвляется где-то ниже.
Двинулись вниз вдоль нисходящего гребня отрога, и через 180 м действительно вышли на перегиб хорошо натоптанной "магистральной" тропы (отметка 560 м).

По ней и двинулись поперёк склона, спуск некрутой.
В 14:50 спустились к несложному броду через левый приток Западной Гумисты - р.Доуля-Квара (отметка 533 м).
Здесь и расположились на обед. Находимся всего в 245 м к северо-западу от группы из трёх балаганов на верхнем краю поляны.
От места бивака удалились на 1,75 км к северо-западу.

В лесу пока ещё довольно сыро, с костром связываться не стали.
Воду зачерпнули в чистейшей р.Доуля-Квара, греем на газовой горелке.
На случай ухудшения погодных условий здесь на крайний случай предполагалось остаться ночевать.
Хотя место тут не особо уютное, удобной площадки узреть не удалось.
Однако дождь так и не пошёл, а к концу обеденного перерыва наметилась тенденция и к улучшению погоды, облачность стала понемногу рассасываться.

Решили всё же после обеда ещё пройтись сколько получится.
Но впереди нас ожидает крутой затяжной подъём по самому гребню отрога, с водой там однозначно будет туго.
Поэтому воду нужно будет взять с собой, как-нибудь дотащим - тем более что длительного перехода до вечера не намечается.
Тогда сможем заночевать в любом подходящем месте, пусть даже и на гребне отрога.
В р.Доуля-Квара в пластиковые баклажки набрали по 2 литра воды - этого вполне хватит на ужин + завтрак.

В 16:35 выход после обеда.
Характер следующего участка пути оказался таким, как и предполагалось - подъём зигзагами по набитой тропе вдоль гребня лесистого отрога.
Короткими 20 - 25-минутными "ходками" набрали более 400 метров высоты.
К 18:45 выбрались на выположенный участок гребня.
Здесь, без сомнения, и остановились в предзакатное время на очередную ночёвку.
Рядом с тропой есть отличные места даже не для одной, а для 2 - 3 палаток.
Находимся довольно высоко над речкой, тут уже не так сыро, а буковый лес обеспечил дровами для вечернего костра.

Высотная отметка этого нашего бивака - 966 м.
Атмосферное давление тут на 21:10 - 678,55 мм рт. столба.
Находимся всего в 838 м к северу от места обеда.
А от места предыдущего бивака удалились на 2,55 км почти к северу.

Участок маршрута 8.09.18, карта 1:100.000

 
Последнее редактирование:

webazz

путник неспешный,
#6
[off] не хочу нарушать повествование, поэтому здесь...
Ну, Alter, ты просто настоящий исследователь! Вымерял там все до последнего мм. ртут. столба! :wink: Узнаю каждый сантиметр пути, но только наоборот... интересно читать. Спасибо!

Кстати, когда увидел книгу "из прежних походов", то вначале прочел "АКСАУТ"!!!.. и лишь увеличив и сфокусировав понял, что это "ДЕКАРТ"... Ну что-же, тоже не плохо... хоро-оший у тебя товарищ )) [/off]
 
#7
А выше то будет?, а то пока совсем не приключение) Интересно, Абгу из тюрьмы выпустили, его домик сразу у переправы в Двуречье был. Жаль нет фото, это раньше до моста. А дикие свиньи,похоже, Вити Тванба.
Сорь, у меня тело старые записи показал, сейчас вижу выше. Класс! Другая Абхазия)
 

chedigor

участник
#8
Alter, спасибо, красиво пишешь, приятно читать.. Каждый раз проходя сей тропой, даю себе слово, что больше никогда.. И никогда не держу его..
 

Alter

участник
#9
Кстати, когда увидел книгу "из прежних походов", то вначале прочел "АКСАУТ"!!!.. и лишь увеличив и сфокусировав понял, что это "ДЕКАРТ"...
Я уже про этого "Декарта" конкретно и не помню.
Тоже фрагмент приблизил - да, действительно, ДЕКАРТ.
Поход, где была сделана данная фотография и читалась это произведение - помню.
Это когда мы гребень Багри-Яшта траверсировали, зайдя от дороги на Пшицу через Ачибах -
описание присутствует на данном форуме (Поход "весенней сессии, 2015 года):
http://www.abhazia.com/phpBB2/showthread.php?t=18559

Это, кстати, на самом гребне Багри-Яшта и снято, на привале примерно напротив оз.Дидгал.
Сам же книголюб, притомившись на траверсе, а также, видимо, от чтения подобного рода литературы - во время привала разложился и задремал на свежеоттаявшей травке (начало июня, снега там вокруг тогда много ещё было).
Ну, что ж поделаешь, вот такой диапазон библиографических интересов у человека - от Гоголя до Джорджа Оруэлла, включая Декарта...
 

Alter

участник
#10
А выше то будет?, а то пока совсем не приключение)
Доберёмся и повыше;
приключений на свою .... не ищем, но они сами нас порою находят.

Домик у переправы в Двуречье помню, но в походе действительно не сфотографировали.
Вид имеет не жилой.
Перед ним всякий хлам раскидан, железяки.
Похоже, что используется хозяином или ещё кем-то в качестве временного пристанища.

Что касается пятнистых полудомашних-полудиких свинушек, то мы насчёт них обмолвились с теми двумя местными жителями на УАЗике, что проезжали мимо нашего места бивака утром 7.09, у р.Маденка (пост # 4).
Мужики сказали, что это их свиньи, самодельные предупреждающие щиты-транспаранты тоже они по лесу и вдоль дороги развешивали.
Разговор был непродолжительный, собеседники не представлялись.
Может быть, это действительно их скотина, а может - только присматривают за чей-то.
 

Alter

участник
#11
Каждый раз проходя сей тропой, даю себе слово, что больше никогда.. И никогда не держу его..
Для меня же это впервые пройденный путь, впечатлений полно, поэтому и делюсь подробностями.
Стремление познавать свою личную terra incognita у многих людей заложено, ещё и не на такие свершения сподвигнуть может.

chedigor, я Вас вполне понимаю, и у меня тоже аналогичные чувства-эмоции иногда проявляются - в плане "... что больше никогда..."
Бывает ещё, что утомит в походе какой-нибудь заковыристый, труднодоступный участок местности - ну и в порыве даёшь себе зарок больше сюда и близко не приближаться.
Однако в жизни получается по-другому - впоследствии ещё посещаешь эти места, а может быть даже и не один раз.
Есть и у меня такие примеры в других районах Абхазии.
Так, в 2011 году мы порядком подустали, когда добирались до перевала Чамашха - не до того Чамашха, что на пути от Псху на Грибзу, а до того одноименного перевала, что в Гагрском хребте находится перед массивом Чолгон.
Покидая тогда то место, философствовали ещё - ну что, мол, может заставить нас опять побывать здесь?
Однако обстоятельства в других последующих походах складывались так, что ещё дважды потом там проходили. И, вполне может статься и так, что не последний раз.
Кстати, по этому приведённому конкретному примеру я изложу подробней в ответ на вопрос от nebesyonok - в другой теме на данном форуме, только несколько попозже.
 

Alter

участник
#12
9.09.18.

Ночь прошла спокойно.
В 6:15 начали сборы.
Атмосферное давление на этот момент составляет 678,25 мм рт. столба -
по сравнению с вечерним практически не изменилось, и это подтверждает имеющиеся признаки, что погода в скором времени значительно не ухудшится.
У нас ещё осталось немного воды, на утренние кашку и кофе хватит вполне. В пути до перевала надеемся восполнить запас из ручьёв.
Воду для завтрака греем опять же на костре.

Место нашего бивака ближе к завершению утренних сборов:
Видна "магистральная" тропа, чуть дальше на ней лежит палка-перекладина, на которой мы подвешивали котелок над костром.
Палатку ставили чуть правее (по фото) и частично даже на самой тропе - уже убрали и сложили:



В 8:50 начали движение в сторону пер.Доу.
Выположивание в гребне отрога закончилось буквально за соседними деревьями рядом с местом нашего бивака.
Вновь подъём зигзагами по "крутяку".
Но идётся нормально: тропа хорошая, ничего не мешает, по темпу не гоним.
Набрали за "ходку" почти 200 метров высоты - отлично! Отдохнули затем в районе отметки 1155 м.

Ещё чуть выше слева из-под полога листвы открылся вид на Турецкую Шапку (Ахибаху).
Знаменательная для нас гора - мы трижды пытались на неё сходить в своё время, но в итоге так и не сложилось.
Последняя наша попытка описывается в одной из тем в разделе "Горный туризм" (стр.2, сообщение #24:

http://www.abhazia.com/phpBB2/showthread.php?t=17785

Я с той поры "перегорел", интерес к горе пока потерял - расцениваю это как предупреждающий знак:
раз не пускает гора трижды подряд, ну и нечего педалировать дальше эти попытки.
"Взойти любой ценой" - не мой принцип.
Но сама вершина, безусловно, красивая и притягивает внимание.

На фото - вид с тропы на Доу, практически с востока.
Расстояние до вершины напрямую - примерно 11,3 км.
На среднем плане - отходящий от Быбского хребта на юг отрог, имеющий своё название: хребет Макеква (по карте ГШ).
Запечатлено некое понижение, в ракурсе прямо под Ахибаху, за кадром слева расположена вершина Гумирипша;
справа видна узловая лесистая вершина в Бзыбском хребте, что находится над перевалом Гудаутский, восточнее него.
Сам же Гудаутский перевал на этой фотографии не просматривается:



За следующую укороченную "ходку" добрались до перегиба гребня отрога (отметка по GPS - 1284 м).
Здесь "магистральная" тропа сходит влево с отрога, на его западные склоны.
Это место - чуть-чуть севернее показанной на карте ГШ ("пятисотке") отметки 1269,3.

Ещё через 250 метров к северу прошли каптированный родник справа от тропы (отметка 1294 м).
Родник отмечен на топографической карте.
Да и фотографии его вспоминаются виденными в интернете.
Ручеёк в момент нашего пришествия не протекал, но внутри самого родника вода была - мы её зачёрпывали кружкой через отделанное отверстие характерной формы.
Над ним видны буквы, выдавленные на каптаже, но разобрать точно слово целиком не удалось - не ручаюсь, возможно, "Кубрата..."
Может быть - название родника, или имя того, кто его обустроил:



В 11:25 проследовали первый за сегодня текущий через тропу ручей (отметка 1338 м).
Всего ручьёв на прилегающем участке пути до перевала Доу было 7.
Из них два довольно крупные, с водопадами.
Все они стекают по крутым южным склонам Бзыбского хребта в верхнее течение Западной Гумисты.

Тропа тут удобная, натоптанная веками, для прохождения очень удобна.
Иногда встречаются ввернутые в деревья изогнутые штыри для керамических изоляторов.
При этом сами изоляторы не попались ни разу.
Интересно, для чего это вообще делалось.
Неужели когда-то линию электропитания тут прокладывали?
Зачем? Откуда и куда?
В некоторых случаях штыри были ввернуты в совсем не толстые и, следовательно, молодые деревья - то есть относительно недавно. Во время Великой Отечественной войны, к примеру, этих деревьев могло ещё и не быть:



Возле одного из ручьёв мы, соответственно графика, слегка перекусили (отметка 1348 м).
Затем продолжили путь.
Приближение к перевалу Доу подтверждало то, что пропали ручейки в лотках через тропу.
Это из-за того, что превышение гребня Бзыбского хребта над тропой становится уже незначительным, и протяжённости остающегося выше склона в данное время года не хватает для формирования водотоков.
Последние 700...800 метров перед перевалом ручейков больше не было.

Но вот из-за поворота тропы сквозь прореженный буковый лес завиднелась поросшая травой открытая седловина перевала Доу.
Этот вид также узнаваем по материалам из сети, в том числе также и из других отчётов на данном форуме:



В 13:00 вышли на седловину перевала Доу.
Высота по относительно современной карте ГШ - 1390 м над уровнем моря.
GPS-навигатор показывает 1391...1392 м.
Значения по сути друг другу не противоречат и взаимно подтверждаются.

Непосредственно перевальная седловина довольна узкая.
Она хоть и покрыта травкой, но это не альпийский/субальпийский луг - просто поляна в лесу.
Лес окружает седловину со всех сторон, в том числе и сверху.
От места последнего бивака мы отодвинулись на 2,68 км к северо-западу.
А всего от места начала пешеходного движения в этом походе (5.09.18, Каманский мост, отметка 108 м) мы удалились на 25,82 км к северо-западу.

Итак, находимся непосредственно на гребне Бзыбского хребта.
Ранее мы уже бывали на более западных его участках, самое близко - на перевале Гудаутский.
До него от нынешнего нашего местопребывания напрямую - 5,84 км к западу.

Не могу утверждать, что с посещением перевала Доу исполнилась некая моя личная сокровенная мечта.
Скажем так - осуществил своё очень давнее намерение.
 
Последнее редактирование:

webazz

путник неспешный,
#13
[off]
..трижды пытались .. но .. так и не сложилось..
.."перегорел", интерес .. пока потерял - расцениваю это как предупреждающий знак: раз не пускает.., .. нечего педалировать дальше..
совершенно согласен с тобой, абсолютно правильно говоришь эти слова...

дело в том, что мне довелось побывать на вершине шестого июня 2017 года при очень тихой и райской погоде, но что там творилось вокруг да около не могу вспоминать даже без мурашек по всему телу... :shock:
Поэтому придерживаю пока "в столе" свой давно законченный отчет "Водопады Хабью и.. что-то там еще..", который уже анонсировал здесь на Форуме и ... жду знаков. :coffe:

Выложу, конечно, Бог даст.
А в терпении читателей Форума и тем более, не сомневаюсь! :wink:
[/off]
 

ostar

Королевишна форума
#14
Alter, так интересно с Вами путешествовать!!
Спасибо за интересный и подробный рассказ)
 

Alter

участник
#15
(в продолжение дня 9.09.18.)

Пока мы расположились с рюкзаками в тенёчке, на южной окраине перевальной поляны.
Кто-то продолжил зачитываться Н.Гоголем, кто-то отправился изучать ближайшие окрестности.

Спусковая тропа к р.Бзыбь и далее в направлении с.Псху, уходящая вниз на северо-запад от противоположного края поляны, уже в лесу на небольшой протяжённости разбивается на параллельные стёжки, но в общем хорошо читается в рельефе.

Следов пребывания в 1942 году гауптмана Фрица Рооса и его камрадов обнаружить не удалось.
Впрочем, немецкий 2-й батальон 13-го горно-егерского полка, по некоторым источникам, похоже что сюда так и не добрался, тормознувшись где-то с северной стороны Бзыбского хребта.
А вот следов деятельности подчинённых полковника Пияшева довольно много.

На самом перевале, чуть выше и северо-западнее травянистой седловины, обнаружились два памятных знака, посвящённых событиям Великой Отечественной войны.
Один из них - стандартный памятник советской эпохи, деформированный, вероятно, в результате условий залегания и таяния снега за последние пол-века (установлен в 1968 году):



Есть ещё металлический литой барельеф округлой формы.
На нём изображён офицер Красной Армии, в форме ещё без погон.
На знаке присутствует надпись: СВЕРДЛОВСК.
И больше никаких пояснений или дополнений высмотреть не получилось.

Кто же этот офицер?
Качество барельефа вроде бы не очень высокое (надпись как бы "размывается"), но тем не менее вполне передаётся волевое лицо, строгий взгляд.
Видно также, что офицер немолодой, вряд ли лейтенант или капитан.
Может быть, это и есть полковник Пияшев? -
служил в системе НКВД, "человек Берия", куда уж строже - а в 1942 году командовал всеми советскими войсками на Санчарском направлении и в районе Псху.
То есть как раз в этих самых местах.
Но это всего лишь предположение - как выглядел полковник Пияшев на самом деле, я не знаю.
Нигде его фотографии видеть не доводилось.



В 13:45 мы возобновили движение от перевала Доу.
Взвалили рюкзаки и, согласно плану похода, направились вдоль гребня Бзыбского хребта в общем восточном направлении, к одноименной вершине Доу (1885 м).
На Псху идти не предполагалось изначально.

По результатам предварительной разведки, вроде бы обнаружилась тропка, уходящая в лес вверх от перевала Доу примерно в нужном нам направлении.
Я специально акцентировал внимание на данный момент, и даже немного прошёлся уже за краем поляны, по лесу, по этому протопу.
Да, подзаваленная и подзаросшая, и совсем не такая натоптанная, как "магистральная" тропа, по которой мы дошли на перевал.
Но для пешего движения вполне проходимая.

На фотографии заход на эту тропку показан красной стрелочкой:



Однако протоп через несколько десятков метров "рассосался", и мы оказались в глухих дебрях на крутом склоне с северной стороны гребня Бзыбского хребта.
Поиск продолжения тропы результатов не дал.
Чтобы не забуриться в крутых заросших кулуарах, пришлось выбираться "против шерсти" по рододендрону непосредственно на гребень.
Там оказалась ненамного легче.
Как в таких условиях набрать почти 500 метров высоты до вершины Доу? - поначалу в голове не укладывалось.

Вообще-то по карте Генштаба никакой тропы на этом участке не показано.
Не показано и на любых других картах, имеющихся в поле зрения.
И правильно.
Никакой тропы по гребню Бзыбского хребта в действительности нет, как выяснилось вскорости.

Участок Бзыбского хребта между перевалом Доу и вершиной Доу, карта 1:50.000 -
обозначена сквозная "магистральная" тропа, обход г.Доу с южной стороны, а по гребню ничего не показано (кроме как местами условной границы леса и кустарникового криволесья - пунктирной линией):



До похода мы ещё надеялись, что, может быть, какая-нибудь тропка здесь всё же есть, хоть и не обозначенная на карте.
Подобные случаи в наших походах в Абхазии ранее имели место - например, в самой западной оконечности Бзыбского хребта, близ вершины Чибжагра,
или при заходе на Пшегишхву севернее озера Мал.Рица.
Но здесь эти надежды не оправдались и быстро развеялись без следа.

Пришлось лезть вверх по переплетениям понтийского рододендрона, лавровишни, колючего падуба, армированных жёстким буковым подростом.
В местах буреломов из-за осветления всё это оплетается ещё и ежевикой.
Обойти или подлезть под ветками удаётся далеко не везде.
Продавливать своим 120-килограммовым весом (вместе с рюкзаком) эти сплошные заросли удаётся также не всегда - жёсткое буковое криволесье отпружинивает с адекватной силой, и начинается барахтанье в кущах, особенно тяжко если ступни проскальзывают с ветвей и запутываются в переплетениях, а до земли не достают...
Ну как тут без ненормативной лексики мужикам обойтись?
Ну просто никак!

В одном немецком источнике, насчёт боевых действий в 1942 году на Кавказе вообще и в Абхазии в частности, эта фигня обозначалась термином "dichtverfiltzen Buschwerk".
Переведите сами, кто сможет и если получится...

В таких условиях, конечно, не до фотографирования было.
Но вид примерно как на этом фрагменте из другого похода, хотя "всей прелести" данного участка местности всё же полноценно не передаётся:



В "великом и могучем" есть одно колоритное ёмкое словечко, которое как раз и обозначает именно такой или подобный характер местности.
Увы, оно тоже к ненормативной лексике относится.
Поэтому озвучить здесь не могу.
В общих чертах - 8 букв, грамматически мужского рода; 3 слога.
Таких букв, как ж, х, у, б - в этом слове нет.

Но вот в такой самый матёрый ******** мы и врюхались по полной программе!
Однако морально мы к этому были готовы.
Потихоньку двигались вперёд и вверх.
Продвижение шло вот такими темпами:

- за первые 40 минут после перевала Доу преодолели 265 метров, набрали 118 метров по высоте;
- за последующую 30-минутную "ходку" продвинулись ещё на 175 метров, высоты набрали 56 метров.
Затем пообедали на гребне в рододендроновых кущах (отметка 1564 м) - воду принесли с собой, для быстроты грели на газе.
От перевала Доу удалились аж на 440 метров к юго-востоку.

В 16:05 возобновили движение после обеда.
Тут мы поплатились за попытку обойти заросший гребень с севера по лесу - попали на скалы, опять нужно было выпахивать снова на гребень.
Поэтому мы за последующие 40 минут отодвинулись от места обеда на 206 метров строга на восток, набор высоты составил 77 метров.
Далее имели место 2 скальных участка уже на самом гребне - вообще "задница", поскольку ещё и свалиться в обе стороны можно было.

Но затем вроде полегче стало.
Гребень расширился, густая поросль исчезла.
В районе отметки 1690 м можно в случае чего и на бивак расположиться - есть ровные удобные площадки. Правда, вода отсутствует напрочь.
Впереди виднелся крутой подъём по довольно чистому буковому лесу.
Наконец-то мы, словно окрылённые, без особого мытарства набрали очередную сотню метров высоты.
Но на предвершинном гребне суровая действительность нам крылышки подрезала...
Опять упорная борьба в переплетениях жёсткого криволесья и кустарника.

В 19:05 добрались до вершины г. Доу (1885 м).
Ожидаемой площадки здесь не оказалось - а мы были готовы прямо здесь и остановиться на ночёвку.
Отметили точку на GPS, и сразу начали спуск дальше по хребту на восток.
Солнце уже зашло, и почти моментально навалилась темень.
Достали налобные фонарики.
Но они мало помогали - спускаемся по такому же заросшему лесу практически на ощупь.
В ночных условиях, при свете фонарика, буреломы и завалы кажутся особо непреодолимыми.
Хорошо что ещё нет дождя.
Стало ясно, что до намеченного перевала Ачовчар нам сегодня добраться не суждено.
Надо подыскать хотя бы мало-мальски подходящую площадку и останавливаться на бивак.

Около 20:00 такая площадка попалась.
Не шибко удобная, конечно - с наклоном, но деваться некуда.
Силы у нас были уже на исходе, да и жёстко встрять куда-нибудь в ночном хождении по лесным дебрям и буеракам совсем не хотелось.
Топориком расчистили поросль, палатку всё же поставили -
всего в 210 метрах к востоку от вершины Доу.
Усталость была такая, что даже не стали ужинать - попили водички, и "без задних ног" завалились спать.

Высотная отметка этого нашего вынужденного бивака - 1823 м.
Атмосферное давление тут на 20:45 - 614,32 мм рт.столба.
От перевала Доу сместились на 1,55 км к северо-востоку, а от места предыдущего бивака - на 2,26 км к северу.

Участок маршрута 9.09.18, карта 1:100.000

 

Alter

участник
#16
10.09.18.

Утром рассмотрели место, где мы приткнулись - оказалась горловина некоего желоба - возможно, лавинного лотка, уходящего в сторону р.Бзыбь.
Сама площадка - чересчур неровная, корни, наклон большой.
Правильно растянуть палатку не представлялось возможным, тент так и оставался жутко перекошенным.
Ночь кое-как перекантовались, теперь надо бы побыстрей свалить отсюда, пока дождь не пошёл.

Около 6:45 начали сборы.
Атмосферное давление на данный момент - 613,30 мм рт. столба.
Небо затянуто густой облачностью, окрестных гор не видно.
Завтрак решили перенести на более позднее время.
Тем не менее, в самом конце сборов, когда уже рюкзаки зашнуровывали, упали первые дождевые капли.

В 7:40 сдвинулись от этого ужасно неудобного бивачного места.
Взяли курс влево - там, судя по рельефу, и находится гребень Бзыбского хребта.
(Вчера вечером в темноте мы немного сбились на северную сторону).
Однако не прошли и сотню метров, как хлынул уже сильный проливной дождь.

Что же делать?
Снизу натягивает туман.
Куда поточнее надо двигаться - пока не понятно.
Решили переждать дождь - вдруг как, например - 7.09.18, не слишком долго будет поливать.
Тогда мы и проведём разведку и определимся с направлением дальнейшего движения.

Так что тормознулись и, пока ещё сухие, залезли под плёнку.
У нас у каждого свой индивидуальный полиэтилен.
Я соорудил с помощью палок и подвязок нечто вроде 2-скатного тента, полулёжа облокотился о собранный рюкзак, также защищённый от подмокания.
Довольно комфортно получилось, получше даже, чем на месте ночёвки.

Товарищ просто улёгся на землю, накрывшись своей плёнкой - и, наверно, опять там Гоголя читает:



Однако пережидать пришлось долго.
Поскольку мы сегодня так и не позавтракали, почему бы не сделать это сейчас, пока дождь пережидаем?
У себя под полиэтиленовым тентом я устроил уголок для кухни, на газовой горелке кипячу воду.
Самой воды - хоть залейся, в прямом смысле этого выражения. Сформировав желобок на внешней стороне полиэтилена, с помощью кружки быстро набираю нужное количество дождевой воды: баклажку-"полторушку" наполняю менее чем за 10 минут.

После 10:00 позавтракали, горяченького попили - сразу веселее жить стало.
Дождь зарядил всерьёз и надолго. Надежда на его скорое прекращение через какое-то время исчезла.
Однако и покидать сравнительно сухое место и промокнуть до нитки не хотелось совершенно.
Так что нам тут и обедать пришлось, уже после полудня.

В целом довольно унылое времяпровождение мне скрашивала откуда-то взявшаяся птичка - небольшая, как синичка, но раскраска совсем другая.
Синевато-серого цвета, с оранжевыми грудкой и частью головки.
Что за вид - сказать не могу, в орнитологии не силён, а в обыденной жизни я таких пичуг что-то не припомню.
Птичка перепархивала и скакала вокруг нас, приближаясь довольно близко.
Когда дождь усиливался - куда-то улетала. При ослаблении дождя прилетала снова.

Я пытался сфотографировать пернатого гостя, но толком так и не получилось.
Условия освещения были скверные, а птаха всё время перемещалась, не останавливаясь практически ни на секунду - так что на фотках всё смазано выходило.
Лучший вариант получился вот этот - птичка на ветку присела (выделена жёлтым овалом). Но изображение неважное, конечно:



Мне вскоре стало ясно, что же привлекало птичку на месте нашего вынужденной отсидки под дождём.
Мы периодически выползали из-под полиэтилена на короткое время, топтались рядом, при этом сапогами перелопачивали листву на земле.
Ушлая птичка это усекла, караулила моменты, и сразу же подскакивала туда где оказывалась перевёрнутая листва - и выклёвывала там всяческих козявок и червячков.
С большой зелёной гусеницей разделывалась в несколько приёмов, аж какнула от усердия.

Я стал палкой специально ворошить листву, постепенно приближая к месту своего возлежания.
Птичка, как и ожидалось, деловито обшаривала такие "заманухи" и не особо меня уже и боялась.
Я при этом в адрес пичуги не мог удержаться от сюсюканья, как это мы делаем при общении с умилительным котёнком или щенком.
Птичка время от времени расфуфыривала пёрышки и в ответ щебетала тихо-тихо, но очень даже мелодично - наверно, благодарствовала за вспомоществление в кормёжке. :grin:

В конце концов удалось добиться, что дружелюбный "местный житель" подскакивал уже на расстояние вытянутой руки, сантиметров 50 - 70.
Я старался резко не шевелиться - этого птичка всё-таки пугалась, а вот к голосу уже вполне привыкла.
В-общем, взаимно "скорешовались" с лесной пичугой - наверно, если бы мы тут посидели ещё пару часиков, то я меньшого пернатого братана мог бы уже и с ладони крошками кормить! :grin:

Однако около 16:00 дождь наконец-то стал заканчиваться.
После разведки оказалось, что в 50 - 70 метрах вроде бы есть тропа - подзаросшая, но вполне "человеческая":
похоже, что это показанная на картах тропа, обходящая вершину Доу с юга и юго-востока.
Ведёт, кстати, в нужную нам сторону - на восток, к перевалу Ачовчар.
Надо бы сдвинуться в том направлении, конечно.

В 16:20 мы наконец покинули наше место длительного пережидания дождя.
Продравшись сквозь мокрые кусты и папоротник, после пологого спуска вскоре вышли на широкую седловину поросшего чистым буковым лесом гребня Бзыбского хребта.
Перевал Ачовчар?
Здесь есть масса отличных площадок для бивака, а поскольку мы не знали, что нас конкретно ожидает дальше, то решили здесь и остановиться на очередную ночёвку.
Всё равно ведь далеко за остаток дня мы уже не уйдём.

Около 17:00 начали ставить палатку на почти идеальной площадке.
К вечеру в здешней сырости серьёзно похолодало. А мы уже предвкушали удовольствие растянуться на горизонтальной поверхности.
Пока нет дождя, я всё-таки осмотрел ближайшие окрестности.
Люди здесь бывают, видны 2 - 3 сравнительно недавних кострища, пустые банки. Я нашёл чей-то потерянный относительно современный складной нож, в открытом положении - но уже давненько, порядком заржавел.
Костёр развести не успели.

После 18:30 опять зарядил дождь, загнал нас в палатку.
Там и ужинали.
С водой проблем нет, запаслись дождевой ещё на месте нашего отсиживания.
Высотная отметка нашего нового бивака - 1793 м (по GPS).
Перед сном, около 22:00, я выглядывал из палатки - дождь, мокротень, густой туман.
Атмосферное давление на этот момент - 616,57 мм рт. столба.

Карту особо нечего рисовать -
от места предыдущего бивака мы отодвинулись напрямую всего на 283 м к северо-востоку.
 

chedigor

участник
#17
Alter, поднимаясь к перевалу Доу, вы должны были увидеть уходящую вправо от магистрали тропу на перевал Ачавчар, ту самую, на которую вы впоследствии и вышли.
 

Alter

участник
#18
Alter, поднимаясь к перевалу Доу, вы должны были увидеть уходящую вправо от магистрали тропу на перевал Ачавчар, ту самую, на которую вы впоследствии и вышли.
Там стык троп не явно очевиден
Я этот путь по карте видел.
Но у нас целью на данном этапе похода являлось именно посещение перевала Доу.
А как потом переходить на Ачавчар?
Возвращаться назад по магистрали и потом вправо, конечно же, с точки зрения рациональности маршрута было бы лучше, -
поскольку это было прочувствовано на собственной шкуре и ясно сейчас.

Но мы же всё-таки путешественники и краеведы, уж больно интерес имелся пройти малохоженный и незнакомый участок местности.
Посмотреть - что там к чему.
Однако повторно я туда уже вряд ли попрусь.
И рекомендовать другим переходить на Ачавчар через вершину Доу я теперь ни в коей мере не стану.
 
Последнее редактирование:

Alter

участник
#19
Нашёл в интернете более-менее нормальное фото птички, о которой шла речь в описании за 10.09.18.
Вот точь-в-точь такой пупсик составил мне компанию:



Однако названия птицы я там не обнаружил.
К чему "привязываться", чтобы поискать дальше - пока не представляю: орнитология - не моя "епархия".
Тем не менее всё равно интересно.
Если кто-то знает, как называется этот вид пернатых - прошу сообщить на форуме в теме, буду благодарен за информацию.
Может быть, названий не одно имеется у данного вида птиц.
 
Последнее редактирование:
Сверху