Абхазия. Поход "осенней сессии", 2018 год.

Alter

участник
#41
15.09.18.

Гроза к полуночи прошла.
Ночью и утром дождя не было.
Но облачность с утра всё равно на небе присутствует.
Надо побыстрее убираться отсюда. а не то в любой момент опять может полить, и тогда при движении по речке будут проблемы.

Начали сборы в 5:45.
Атмосферное давление с вечера практически не изменилось – 712,85 мм рт. столба.
С костром связываться не стали – мокро кругом, да и поспешать нужно. Воду для завтрака вскипятили на газе.

В принципе, задача на сегодняшний ходовой день ясна – вниз по течению по р.Чедым; перед бродом на этой речке, который мы проходили в начале этого похода (6.09.18), должна быть езженная дорога – по ней и выберемся в долину р.Западная Гумиста и далее в Сухум.
По GPS, расстояние до знакомого нам брода в нижнем течении р.Чедым составляет напрямую 7,55 км юго-восточнее.
Сколько километров "не напрямую" придётся преодолеть, с учётом изгибов русла и неминуемых бродов – бог его знает.

Наша палатка над руслом р.Чедым (отметка 545 м):



В 7:35 выдвинулись от места бивака.
Избежать бродов в создавшейся ситуации, конечно же, не удалось – как и ожидалось ещё вчера, когда стало ясно, что выбранный путь спуска с "альпики" приведёт в р.Чедым.
Уже через 315 м после выхода упёрлись в первый брод. И началось!
Хорошо что уровень воды в речке небольшой, сама вода чистая и прозрачная (видно куда следует ступать в русле) – поэтому броды пока преодолеваются в сапожках сравнительно легко, ноги остаются сухими.
Кое-где удаётся найти обходы – исключительно по левому берегу, в результате количество переправ сократили.

На карте ГШ дорога вдоль р.Чедым непосредственно ниже места впадения р.Ахипс показана только по левому берегу.
Возможно, так и было когда-то.
Но в действительности ныне это далеко не так.
Хотя кое-где отрезки старой дороги тянутся по левому берегу довольно долго – например, от 7-го нашего, с утреннего выхода, брода (отметка 483 м) – и до слияния с крупным левым притоком р.Кушкая.

В 9:30 подошли по довольно хорошо сохранившемуся полотну старой дороги к этому слиянию (отметка 429 м).
От места бивака удалились уже на 2,32 км к юго-востоку.
Колея упёрлась в бурную речку Кушкая; вообще поток воды в ней примерно такой же, как и в самой р.Чедым – само слияние метрах в 15…20 от обреза дорожной колеи.
Сейчас совершенно непонятно, как шла дальше дорога в этом месте.
Русло р.Кушкая неширокое, но забито метровыми валунами, и скорость течения в этом притоке повыше, чем в р.Чедым.
На противоположной стороне р.Кушкая ну абсолютно никаких следов дорожного полотна не просматривается!
Вынуждены проводить разведку – нет дороги и на правом берегу р.Чедым.

Неужели прямо по руслу здесь когда-то ездили?
Верится в это с трудом, потому что пенящийся поток несётся тут с такой скоростью течения – "мама, не горюй"!



Само дно ущелья в этом месте представляет собой довольно узкую теснину, почти каньон.
Ну не могла же дорога здесь ни с того, ни с сего бесследно закончиться!
В конце концов, разобрались в чём дело.
Надо перейти вброд р.Кушкая, затем пробираться по скалам крутого левого берега р.Чедым, уже ниже слияния, вдоль самой кромки воды – и метров через 50 опять появляется высокий обрез полотна старой дороги. По ней продолжается и натоптанная современная тропа дальше вниз по реке.
Похоже, что насыпная дамба вдоль берега раньше была, что ли? –
Впоследствии её размыло быстрым течением, особенно мощным при паводках.

Идя по сохранившимся фрагментам дороги, пробитой местами в скалах высоко над каньоном р.Чедым, мы рассуждали – что это за дорога вообще тут была проложена когда-то?
Не верится, что это просто "лесовозка" – уж больно затратно тут дорожку прокладывать.
Скорее всего, что-то связанное в советскую эпоху с геологоразведкой или добычей полезных ископаемых.

После впадения р.Кушкая воды в р.Чедым стало столько, что просто так броды уже не перескочишь.
Ещё несколько бродов и обходов было, довольно утомительных. Темп движения упал.
После 12:00 ещё и дождь всё-таки закапал.
Русло тут перекрыто глыбовым завалом, в котором теряются обрывки полотна старой дороги:





В 12:35, при обходе очередных двух последовательных бродов по левому берегу, мы в который уже раз пересекли меридиан 41° 00,000ꞌ восточной долготы (с запада на восток).
Затем пришлось опять перебираться на правый берег (отметка 340 м).
И здесь – наконец-то, уже и не верилось! –
появилась езженная "уазикопрогонная" колея.
Как отрадно, оказывается, бывает иногда увидеть свежий след автомобильного протектора.
По такой колее идти стало значительно веселей! – тем более что дождик вскоре перестал.
А главное – укрепилась уверенность, что мы сегодня всё же доберёмся до более или менее нормальной дороги.

В районе отметки 300,5 м (присутствует на топографических картах) – очередной брод.
Чедым тут растекается широко, брод не сложный.
А ещё через 300 метров по левому берегу вышли на развилку дорог, и сразу за ней – опять автомобильный брод.
Здесь встретили людей – впервые за 8 дней, с тех пор как утром 7.09 на месте бивака у р.Маденка разговаривали с двумя местными жителями.
На этот раз – большая группа туристов: спустились по другой дороге с водораздела Чедым/Вост.Гумиста, и отдыхали перед бродом и дальнейшим участком своего маршрута (также, как и у нас – вниз по долине р.Чедым).

Сюда же, по изначальным теоретическим представлениям, могли бы и мы таким же путём выбраться.
Но на практике получилось так, что подошли сюда совсем по другой траектории.

Кстати говоря, дороги в данном месте, по обеим берегам р.Чедым в районе отметки 300,5 почему-то на картах не обозначены совсем.
Это показательный пример в том плане, что на картах пути (дороги/тропы) отсутствуют, а в действительности – есть.
Фрагмент "пятисотметровки", картографический лист К-37-035-А:
(отсутствуют реально существующие грунтовые дороги по берегам в районе отметки 300,5)



Повстречавшиеся нам люди ходили в районе пер.Химса и по Чедымскому хребту, интересный там совершили поход и теперь вот тоже завершают маршрут.
Мы тут особо рассиживаться не стали, у нас свой график движения – с ходу преодолели несложный автомобильный брод (отметка по GPS – 296 м), а отдохнули примерно через 1,5 км в лесу на правом берегу, неподалёку от некоего домика над дорогой.
Ещё через километр подошли к нижнему броду через р.Чедым (отметка 252 м), знакомому нам по второму дню этого похода (6.09).
Таким образом, мы "закольцевали" большую часть нашего маршрута.

В 14:45 сразу за бродом, в пойменном лесочке на левом берегу, остановились на обед (урочище Двуречье).
Погода в данный момент хорошая, солнышко светит, спешить уже никуда не надо – поэтому развели костёр, позволили себе даже запечь картошечку, кем-то ранее недавно оставленную в траве и подобранную товарищем.
Тут нас обогнала тургруппа, встреченная на предыдущей переправе через р.Чедым.

В 16:45 возобновили движение после обеда.
Опять дважды туда-сюда пересекали 41-й градус восточной долготы - ну прямо истоптали мы этот меридиан в данном походе! :grin:

Идём уже по знакомому пути – как 6.09, но в обратном направлении.
Только вот что-то усталость начала сказываться, несмотря на то что вроде бы неплохо отдохнули на обеде – через пару "ходок" ноги уже еле переставляются.
В итоге даже до СухумГЭС не добрели –
в 18:25 расположились на ночёвку в расширенной части долины р.Западная Гумиста, на левом берегу в густом лесу.
Усталость накатила такая, что костёр разжигать не стали, воду для ужина зачерпнули в Гумисте и побыстрей согрели на газе.

Высотная отметка бивака – 218 м.
Атмосферное давление составляет здесь 741,49 мм рт. столба.
До СухумГЭС остаётся ещё примерно 1,5 км.
От места предыдущего бивака удалились на 10,13 км к юго-востоку.

Участок маршрута 15.09.18, карта 1:100.000

 
Последнее редактирование:

Alter

участник
#42
16.09.18.

Ночью пошёл дождь, не прекращается и утром.
Нам деваться некуда – надо сегодня заканчивать поход, время уже и так немного просрочено.
В другой ситуации по такой погоде из палатки не высовывались бы.
Но сейчас в 6:00 начали сборы.
Атмосферное давление - 742,04 мм рт. столба: повысилось немного, а погода тем не менее хреновая.

Завтракаем в палатке.
Собственно говоря, этого завтрака по продуктовой раскладке предусмотрено не было.
Когда уже стало ясно, что с окончанием маршрута подзадержимся, вынуждены были понемногу экономить.
Я, например, с прошлого завтрака сэкономил половину пакетика овсяной кашки "Быстров", а с позапрошлого завтрака захомячил дольку из "шайбы" сырков "Хохланд" – в итоге и получился сегодняшний завтрак.
Слабовато, конечно, не более чем "на три зуба" – но что поделаешь…

Из-за того, что жрачки почти не осталось, места много высвободилось в рюкзаке –
можно укладывать шмотки не особо тщательно утрамбовывая, что немаловажно при сборах внутри палатки и в завершающей стадии – под дождём.
И всё равно рюкзаки теперь кажутся полупустыми "до неприличия".
В 7:50 выдвинулись от места бивака.
Под дождём побрели по раскисшей грязной дороге, накрывшись полиэтиленовыми накидками.
Через 25 минут проследовали верхний железный мост, затем мимо СухумГЭС.
Дождь льёт как из ведра, в таких условиях не до фотографирования.
За нижним железным мостом передохнули под остатками какого-то навеса около дороги.

Всё небо в тучах, по лесистым склонам тянутся клочья тумана –
"медведи кашу варят", как кое-где называется такое состояние погоды в горной местности:



Наверно, примерно вот так же выглядел Бзыбский хребет, накрытый подобной облачной "кашей", когда мы пересиживали непогоду 10 – 11.09 в районе перевала Ачовчар.

Дождь идёт не всё время, а с небольшими перерывами
Но после 10:00, когда мы проходили мимо места нашей первой ночёвки на обочине дороги, обрушился вообще почти тропический ливень.
По дорожной колее моментально устремились потоки дождевой воды, шлёпаем словно как по непрерывному бесконечному речному броду.
Тем не менее, поглядывая из-под полиэтиленовых накидок на взбухшую и потемневшую Гумисту, испытывали даже в какой-то степени удовлетворение – как вовремя мы "свалили" вниз и убрались из речных долин с бродами!
Сейчас там переправляться стало бы совсем небезопасно.

На тягучий подъём к развилке СухумГЭС-1/СухумГЭС-2 пришлось силёнки мобилизовать – всё-таки 12-й день похода, расстояние прошли пешком уже немаленькое.
Не менее "стольника" протопали точно – это чувствуется не только по общей усталости;
Есть ещё проверенный признак - обвисшие штаники в задней части:
после преодоления дистанции более 100 км или вблизи того, "худёж" в том месте происходит обязательно.

В 12:10 добрались до верхней развилки на СухумГЭС-1.
Дождь к этому моменту приутих.
За всё время сегодня попутных машин не было, за исключением двух УАЗиков, которые по договорённости, в заказном порядке, вывозили с утра в Сухум встреченную вчера тургруппу – там ограниченное число мест.
Но мы и рассчитывали сами на себя, стремясь дойти до Каманского моста и пытаться уехать уже как-нибудь оттуда.

Однако не прошли и 100 метров вниз от развилки с отметкой 364 м, как нас подобрали ехавшие на внедорожнике трое человек – со стороны СухумГЭС-1.
Таким образом, пешеходная часть маршрута на этом оказалась завершённой.
Далее осталась только "непешеходная" часть маршрута.

Участок пути 16.09.18, карта 1:100.000:



Мужчины ехали в Каман, не в Сухум, но до моста через Восточную Гумисту подбросили.
Спасибо и за это – кроме того, они помогли позвонить и вызвать такси по телефону, ниже появилась устойчивая связь.
В наших мобилках аккумуляторы не дотянули до этого момента.

Некоторое время назад я в теме из другого раздела на данном форуме просил ответить на вопрос: можно ли сейчас в случае чего перейти Восточную Гумисту по плотине СухумГЭС-1?
(страница 2, пост # 22):

http://www.abhazia.com/phpBB2/showthread.php?t=20321

Поскольку подвозившие нас люди ехали как раз оттуда, то я, пользуясь случаем, задал тоже этот вопрос.
Ответ, как и ожидался после увиденной воочию нижней отремонтированной ГЭС – нет, уже нельзя:
СухумГЭС-1 тоже отреставрировали и вроде бы готовятся пустить в эксплуатацию.
Так что просто так по плотине там уже не пройдёшься, как несколько лет назад.

В 12:30 мы высадились на нижней развилке перед селением Каман (отметка 108 м) – там, где начинали пешее движение 5.09.
Вызванное такси надо ещё дождаться, но нам это и надо – чуть выше моста расположились на правом берегу Восточной Гумисты, где привели себя в порядок и переоделись.

Когда подошли от берега обратно к развилке, увидели тут двоих туристов с рюкзаками.
Они только начинают выдвигаться по своему маршруту, и как раз загружались в попутный УАЗик.
Но парой слов мы всё же перекинулись – о нашем пройденном пути и об их планируемом маршруте.
Собираются заходить от Восточной Гумисты через Дзыхву.
Один из парней оказался виртуально знакомый именно по этому форуму - Волнушка, я помнил его по общению в некоторых темах.
Теперь вот случайным образом лично познакомились.
Как-то сложится у ребят их поход?

В 13:45 подъехал уже знакомый нам по 5.09 таксист Роман.
Нас помнил, конечно, но был несколько удивлён – считал, что мы вышли на Псху.
По пути попросили сделать остановку в северном предместье Сухума, у памятника абхазским танкистам; мы подходили к мемориалу:



В 14:25 прибыли на привокзальную площадь в Сухуме.
Дождя в этот момент не было.
Смотрим – стоит междугородний автобус "Сухум – Ростов".
И как раз будет отправляться скоро, минут через 30 – 40.

Возникла мыслишка - а не подъехать ли нам этим рейсом?
Тем более интересно, что прежде мы ни разу ещё междугородним автобусом не уезжали из Абхазии:



Однако водитель нас не взял.
Сослался, что мы не до конца намереваемся ехать, а у него, мол, и без нас полный автобус по побережью до Ростова набирается.
Ну что ж – нет, значит нет.
Ладно, доберёмся и обычным проверенным способом, на "перекладных".
В 15:10 выехали в Псоу на "маршрутке"-микроавтобусе; стоимость проезда за время нашего похода не изменилась (пока 250 руб.).

В пути 3 раза попадали под дождь – в Верхней Эшере, Приморском и Гагре.
Самый сильный ливень был в Эшере – ну прямо стена воды лилась с неба!
Да и на фото с привокзальной площади видно на заднем плане справа, какая чернота на небе собирается как раз в той стороне.

Около 17:30 перешли границу.
Река Псоу течёт бурная, мутная и взбухшая, деревья несёт – судя по всему, обильные осадки выпали по всему побережью.
И продолжали выпадать – уже на пути в Адлер опять начался дождь.

Осенний поход в Абхазии закончен.
 
Последнее редактирование:

Ю.С.

участник
#43
с прошлого завтрака сэкономил половину пакетика овсяной кашки "Быстров", а с позапрошлого завтрака захомячил дольку из "шайбы" сырков "Хохланд" – в итоге и получился сегодняшний завтрак.

Есть ещё проверенный признак - обвисшие штаники в задней части:
после преодоления дистанции более 100 км или вблизи того, "худёж" в том месте происходит обязательно.
Теперь я поняла, что мне надо делать, чтобы похудеть)))
 
#45
Alter, Наша встреча с вами как и все последующие события наших с другом приключением были длинной цепочкой захватывающих странствий, которым я когда-нибудь выборочно уделю время.

"Застопив попутный УАЗик, прошу водителя подождать и бегу обратно, где пережидали некоторое время залп дождя, к развалинам недалеко от моста, там ждет Стас и лежат наши рюкзаки. Стас говорит, что вот ещё подошли туристы, которые заканчивают свой поход. К нам вышел с виду 80 lvl турист с огромедным рюкзаком и с ещё более растянутой дождевой накидкой, особенно в нижней части, видимо, от немалых луж бывавших в этом поддоне. В попыхах, закидывая рюкзаки в машину, обмениваемся инфой:

- Здравствуйте, а вы где были?
- С Чедыма спустились.
- А как спускались? через Чха и по Ашамгвааре?
- Нет, по старой заросшей дороге.
- А у вас отчет будет о вашем походе?
- Да, на абхазском форуме
- А вас как на форуме зовут?
- Alter
- А меня Волнушка
- Вот и встретились!

Вот так и не узнав, кого как зовут на самом деле( нахожу это довольно забавным) мы познакомились с Alter воочию 8)

Удивительным было также вчера ночью в поезде, решив проверить "а как там дела на сайте у абхазских походников?" читать этот отчёт. Я только вернулся домой из своих странствий по Кавказу.
а это фотокадр трехлетней давности



У меня есть накинуть и свои 5 копеек по теме вашего отчёта, хотя я думаю это 5 рублей, т.к. в 12 году в своем походе мы проходили кусок вашего маршрута с перевала Доу до греческих ацангуаров на склонах Чедыма с небольшими отличиями, но надо все ещё раз внимательно прочесть и вытащить свои материалы
 
Последнее редактирование:
#46
А выше то будет?, а то пока совсем не приключение) Интересно, Абгу из тюрьмы выпустили, его домик сразу у переправы в Двуречье был. Жаль нет фото, это раньше до моста. А дикие свиньи,похоже, Вити Тванба.
Сорь, у меня тело старые записи показал, сейчас вижу выше. Класс! Другая Абхазия)
А я вот в конце сентября имел честь получить в угощение кружку мацони и жареные лепешки-оладьи от главного героя, представившегося Журиком. То что он не просто Журик, а Журик Абга, я узнал в момент сосредоточенного уминания второй кукурузной оладьи, когда его окликнул его друг. Могу только надеяться, что всем видом не выдал своей реакции, а только мои зрачки резко расширились, если бы в этот момент я отхлебывал мацони, то наверное поперхнулся бы, потому как был наслышан прежде, и проходя Двуречье годами ранее, опасался знакомства.

Журика Абгу и его друга армянина Робика мы встретили в балагане Квамба ( я не уверен в правильности названия балагана, мб он в самом деле Тванба? название я взял из темы навигационных треков горных маршрутов, это первый балаган от перевала Чамашха в сторону Псху)

Товарищи гостеприимно угощали нас, для нас это была первая вкусная еда спустя 10 дней забега по лесным дебрям, ненавязчиво предлагали также и выпить, но мы отказались, скорее это было даже и не предложение, а "да вы наверное спортсмены, но все же может выпить хотите?"

Оба были с ружьями, и пару часов назад застрелили свою собаку, задравшую козленка, Абга дал нам свой адрес в Сухуме и звал с собою в горы на Кодорский хребет. К концу разговора Абга, не скрывая, сказал что только откинулся, отсидев 8 лет, и сейчас очень рад вернуться в родные места. Так что все законы гор были соблюдены, а им огромное спасибо.
 
Последнее редактирование:

Alter

участник
#48
Волнушка, отрадно отзыв прочитать! -
раз откликнулся, значит и поход в Абхазии более или менее сложился.
Как именно сложился - надеюсь, как-нибудь узнаем:

... как и все последующие события наших с другом приключением были длинной цепочкой захватывающих странствий, которым я когда-нибудь выборочно уделю время.
Я ещё при кратковременном нашем общении на Каманской развилке говорил, что на форуме Abhazia.com можно будет со временем о том нашем завершающимся походе прочитать -
Вот в конечном итоге отчёт и разместил.
Так что с интересом, в той или иной степени подробности, ознакомимся и с вашими приключениями. (в целом на форуме)
 

Alter

участник
#49
Теперь я поняла, что мне надо делать, чтобы похудеть)))
Тут причём особо и не важно, что именно и какое количество еды потреблять.
Вот и в данном походе - ни в чём себе не отказывал:
сало, тушёнка, майонез, шоколад - только подавай!
Нормальная походная "диета".
Разве что лишь вес носимого в рюкзаке груза ограничивал.
Но несмотря на подобную антидиетическую жрачку, "худёж" всё равно произошёл - у меня лично в этом походе сминусовалось около 5 кг (за 12 дней).

А почему?
А потому что главное обстоятельство присутствовало - движение.
Собственное систематическое движение имеется ввиду, при передвижении на тех.средствах такого эффекта ожидать не стоит.
Причём ходьба у нас была и не особо изнурительная, темп весьма средний - об этом можно судить по следующему моему сообщению.
 

Alter

участник
#50
Статистика движения в походе.

Протяжённость маршрута как такового (то есть нитка маршрута) составила 110 км.

Пройденный километраж несколько побольше, поскольку учитывает "радиалки", разведки, подходы, просмотры – это дополнительное расстояние мы не на крыльях пролетали, а тоже протопали собственными ножками.
С учётом этого для меня лично пройденный километраж – 117,5 км.

По дням:

05.09 – 11 км
06.09 – 16 км
07.09 – 10,5 км
08.09 – 5 км
09.09 – 8 км
10.09 – 1,5 км
11.09 – 1,5 км
12.09 – 12 км
13.09 – 9 км
14.09 – 16,5 км
15.09 – 14,5 км
16.09 – 12 км

Несмотря на то, что за день ни разу даже "двадцатника" не прошли, некоторые деньки всё же выдались напряжными – но не из-за количества километров, а вследствие обстоятельств и условий при прохождении.

Суммарный набор и высоты я не подсчитывал.
Абсолютный максимальный набор высоты при пешеходном движении (в общем) - 2099 м.
Абсолютный максимальный сброс высоты при пешеходном движении (в общем) – 2032 м.

За 1 ходовой день при подъёме максимальный перепад был 9.09 – 919 метров.
За 1 ходовой день на спуске максимально сбросили 14.09 – 1596 метров.
 
Последнее редактирование:

ostar

Королевишна форума
#51
Ну просто отлично всё!!
Ещё и встреча с форумчанином, класс))
Огромное спасибо за такое интересное и подробное путешествие!
 

Ю.С.

участник
#52
А почему?
А потому что главное обстоятельство присутствовало - движение.
Собственное систематическое движение имеется ввиду, при передвижении на тех.средствах такого эффекта ожидать не стоит.
В абхазии хожу, как за год дома... но, мой организм не воспринимает это.
Не, только поход, по горам, с рюкзаком... то, чего у меня никогда не будет.
 

Alter

участник
#53
В абхазии хожу, как за год дома... но, мой организм не воспринимает это.
Ну как это не воспринимает, раз ходите больше, чем за год дома?
Значит, всё-таки воспринимает, только на своём уровне и в соответствии с индивидуальными особенностями.
С рюкзаком или без - не суть важно, главное - чтоб интерес поддерживался.

Ещё и встреча с форумчанином, класс))
Да, подобные моменты действительно словно как - встречи с одноклубниками, что ли.
 

Alter

участник
#54
Огромное спасибо за такое интересное и подробное путешествие!
Спасибо за отзыв!

"... подробное путешествие" - имеется ввиду, возможно, подробное описание?
Ну, это ещё не такое уж и подробное.
Можно сказать, даже в какой-то степени сокращённый вариант.
 

Alter

участник
#55
В качестве приложения составил подборку "опорных" точек маршрута с координатами по GPS.
Можно было бы разместить это в данном отчёте.
Но есть же ведь в разделе "Горный туризм" соответствующая замечательная тема, которую в своё время оставил lesha-abhazets ("Навигационные треки"):

http://www.abhazia.com/phpBB2/showthread.php?t=17137

Так что там прилагаемому списку значимых точек маршрута самое место.

Сам трек как таковой я ни в этом, ни в каком-либо другом походе не записывал в навигаторе.
И не использую в собственной практике чьи-то треки вообще никогда.
И то. и другое - считаю излишним, но это сугубо личное мнение и категорически утверждать не собираюсь.

Другое дело - отдельные "опорные" (значимые) точки маршрута: очень важный момент в подготовке похода и при ориентировании в самом походе.
В этом отношении я и сам пользуюсь такими сведениями от других путешествующих людей, и знаю, что и с моей "подачи" подобная информация также принимается к сведению.

Трек-то я не пишу, но в течение похода отмечаю на своём навигаторе немалое число путевых точек, условные и не условные наименования им присваиваю.
Кстати говоря, при определённом выбранном масштабе, эти точки на экране гаджета образуют некое подобие непрерывного трека.
Вот как, например, выглядит на моём GPS-навигаторе маршрут описываемого в данной теме похода:

 

Alter

участник
#56
Мой походный сезон 2019 года в высокогорье, похоже, завершён -
пора и к форумским делам обратиться, тем более что тут есть что обсудить в других темах.

В отношении собственного сезона хочу сообщить, что этой осенью побывать в горах Абхазии, к сожалению, не удалось.
Собирались, да - зайти на Бзыбский хребет примерно так же, как описывается в этой теме - из долины реки Гумиста, и далее... -
но мероприятие сорвалось, его уж теперь о нём говорить.
Однако неподалёку от Абхазии побывать этой осенью всё же довелось -
"неподалёку" - это имеется ввиду буквально в нескольких сотнях метров.
В сентябре впервые посетил верховья одного из истоков реки Учкулан в Карачаево-Черкесской Республике и район перевала Нахар.
Сам этот перевал находится в Главном Кавказском хребте - и, стало быть, на линии нынешней гос.границы РФ.
Выход на границу, как известно, запрещён, но вблизи при наличии пограничного пропуска погулять можно вполне -
не заходя ближе чем за 100 метров до линии границы (со стороны России).
Я отслеживал дистанцию по карте и GPS -
и подстраховался: к территории Абхазии самое близко подбирался в одном месте на 214 метров.
Всё в рамках закона.

Несколько фото из этого походного мероприятия.
Вид на перевал Нахар, восточную его седловину (2885 м).
С северной стороны в каре находится довольно большое Нахарское озеро - с его берега и сделано фото.
Линия гребня на фоне облачного неба - это и есть Главный Кавказский хребет.
С противоположной стороны - территория Абхазии, склоны там нисходят к реке Клыч (верховья Кодорского ущелья) -
от перевала до Южного приюта, что на пути к Клухорскому перевалу, расстояние напрямую составляет примерно 6...6,5 км:




Вид на перевал Нахар поближе -
от другого небольшого озерца под взлётом склона, выводящим непосредственно к перевалу.
На гребне Главного Кавказского хребта видны опоры высоковольтной линии электропередачи -
эта ЛЭП ведёт к ИнгуриГЭС, и находится под напряжением!
Под опорами и даже на некотором расстоянии от них слышно, как шипят провода.

Вот такой образец соседства дикой горной природы с фактором антропогенной деятельности:




Хотя была уже почти середина сентября, осень ещё практически не проявилась даже в высокогорной зоне на"альпике".
Разве что ягоды поспели - брусника, голубика, а вот черника кавказская в этом ущелье отсутствует напрочь -
в то время как на сопредельной территории Абхазии её много.
Вот, например, окрестности одного из моих биваков:
высота примерно 2500 м, а кругом всё ещё зелёное -
по краям вон тех попавших в кадр куртин можжевельника брусника и произрастает,
я там попасся вволю:




А также полазил по соседним циркам, которые также прилегают к Главному Кавказскому хребту,
и где, стало быть, тоже надо было соблюдать пограничный режим.
Конечно, жаль, что на ГКХ сейчас ходу нет - что ж поделаешь, таковы реалии нынешнего времени.
Но и в доступной зоне было много чего интересного.
К примеру, вид на соседний цирк, также с большим озером - но цвет воды уже совсем другой, нежели чем в озере под перевалом Нахар.
На заднем плане - опять же Главный Кавказский хребет (с другой его стороны территория Абхазии),
далее вправо за рамкой кадра подходящий к Клухорскому перевалу.
На переднем плане виден фрагмент каменной кладки - тоже антропогенный фактор,
только оставили его немецкие горные егеря в 1942 году, это бруствер артиллерийской позиции:




Я там ещё несколько простеньких видеосюжетов отснял (на фотик) -
как научусь их обрабатывать и вставлять в посты - возможно, тоже продемонстрирую на форуме.
 
Сверху