Бзыбский хребет. Западная часть.

Alter

писатель
11.06.09.

Подъём в 6:40.
Погода нормальная. Атмосферное давление - 709,63 мм рт. столба.
Свернули бивак, позавтракали.
В 9:15 выдвинулись в сторону вчера высмотренного мостика через реку Бзыбь.

Ещё на пути к нему увидели на мостике человеческую фигуру.
Мужчина стоял ближе к северному краю.
Мы в это время в движении были, в следующую секунду обзор заросли скрыли.
Когда через несколько минут подошли к мостику, там никого уже не было.
Но свежие следы мы заметили, кто-то есть ещё поблизости.

Мостик этот хорошо известен многим пользователям и гостям данного форума,
а также и остальным путникам-туристам, идущих в направлении перевалов Доу (на Сухум) или Гудаутский,
или в обратном направлении.
В начале лета 2009 года мостик этот имел вполне респектабельный вид:




Выше приведенное фото - это вид с левого берега на правый (то есть северный).
А вот вид в обратном направлении -
слегка кривовато, конечно, в одном месте, но в целом настил хороший:

url=http://i-fotki.info/]
[/url]


Впоследствии состояние мостика ухудшилось, к сожалению, и значительно.
Лично мне в следующий раз довелось проходить здесь осенью 2014 года.
К этому времени мостик уже был повреждён - паводками, наверно.
Особенно левая сторона, а правая сторона меньше пострадала.
Но перейти всё же можно было и без эквилибристики.

Вид на этот же мостик с южного (левого) края осенью 2014 года:
Бзыбь какая почти лазурная течёт - ну так очистилась к октябрю-месяцу




В некоторых темах на форуме, в разное время, рассказывается о моментах при прохождении этого мостика.
Например, в разделе "Отчёты" - ardra : "Лето. Сухум. Походы",
Из сообщения # 7 оттуда 5-е фото показательно для сравнения, ракурс схожий.

Речь там шла о походе летом 2015 года,
казалось бы внешне с мостиком почти ничего не изменилось по сравнению с осенью 2014 года.
Но по размещённым видеосюжетам мне стало ясно,
что намного более стремно перелазить по мостику тогда стало.
Вообще видосики из того отчёта от ardra, когда с собакой тут перетаскивались - впечатляют, конечно!

http://www.abhazia.com/phpBB2/threads/leto-suxum-poxody.15024/post-688441


А у нас за 5 лет до этого всё прошло гладко.
Вблизи левого берега мостик опирается на мощную глыбу, выступающую из течения Бзыби.
На этой глыбе расцвели очень живописные цветочки!
Вид на фоне реки Бзыбь вверх по течению:




Вид с правой стороны мостика вниз по течению Бзыби:




В 9:30 мы уже выступили после перехода мостика - по правому берегу Бзыби.
Ручей там неподалёку каскадом водопадиков в Бзыбь впадает.
Около него мы и тормознулись на минутку:

 

Вложения

  • 140.4 KB Просмотры: 5

Alter

писатель
Главная задача сегодняшнего дня - перейти на правый берег Бзыби
и начать движение вниз в сторону Псху - можно сказать, выполнена.
Но, поскольку погода вроде бы нормальная и время в запасе ещё есть,
то решились сходить в "радиалку" в другую сторону - вверх по течению вдоль Бзыби.

В описании к тур.карте "Кот Ориент", о чём я говорил в начале темы,
есть упоминание о 60-метровом водопаде на Бзыби между устьями притоков Решава и Грибза.
При таком количестве воды в Бзыби, как в данное время, 60-метровый водопад - это мега-супер!
Если, конечно, описание не врёт.
Ну вот и проверим.

Спрятав рюкзаки в кустах, в 9:50 мы отправились на радиальный выход.
Налегке, после ношения рюкзаков - не идётся, а летится!
Вскоре проследовали домики самого верхнего населённого пункта в долине Бзыби - хутор Решевие
(на заднем плане - лесистая гора Хиджикиш, точнее - её отрог):




Не сказать, что хуторок этот совсем уж заброшенный.
Людей, правда, не видно.
Зато на одном домике закреплена спутниковая "тарелка" и доносятся типа "мелодии и ритмы зарубежной эстрады".
Вообще наличие спутниковой антенны - это сейчас признак того, что жизнь в таких уголках пока теплится.

Дальше ещё какие-то крыши виднелись сбоку,
мы же по набитой тропе продолжали марш вверх по долине реки Бзыбь.
Как можно сделать вывод из описания, расстояние от устья Решавы/Решевие до водопада - 4 км.
Идём-идём - уже от спрятанных рюкзаков отдалились на 5 км, а от устья Решавы - ещё поболе,
а водопада нет.
Проследовали домик - типа пасеки, с огородиком вокруг - людей нет,
только киса нас там настороженно встретила и шмыгнула в кусты.

Дальше тропа стала похуже, приблизилась к Бзыби,
и за родником с кружкой (отметка 724 м) мы её "потеряли".
Вскоре в таком буреломе оказались - ну вообще"задница".
Но зато от реки сильный шум стал доноситься - неужели и вправду водопад?
Что-то похожее сквозь лес в одном месте просматривается:




Немного подобрались к руслу по лесистому контрфорсу,
с него от отметки 782 м открылся вид на реку получше -
водопада как такового не оказалось,
но есть мощный такой крутой многокаскадный порог - Бзыбь ревёт, впечатляет:

Насчёт 60 метров - что-то явно преувеличено.
Может, это общий перепад высоты всего каскада - это вполне возможно.






Ещё ближе подбираться не стали - это довольно затруднительно,
да и разочарование некоторое возникло - ожидали увидеть Ниагару, а тут всего лишь порог, как нам показалось.
Но всё равно интересно, конечно же.
Нам бы теперь из дебрей выбраться и найти тропу.
Сделать это удалось, и в 13:55 мы двинулись в обратный путь.

Прошли родник, пасеку с кисой. А дальше встретили, видимо, хозяина пасеки или тамошнего поселенца -
возвращался с торбой пешком аж из Псху.
Это был первый человек, повстречавшийся нам за 6 дней похода.
Прямо у тропы присели ненадолго, поговорили о том - о сём, и разошлись в разные стороны:
нам до рюкзаков топать напрямую ещё почти 4 км.
К 16:00 добрались туда, проголодались ужасно на этой прогулке, и прямо тут же решили пообедать.
Я направился за водой к ручью через тропу, и там встретил второго человека в данном походе -
оказался житель Псху, его мы и видели утром на мостике - пришёл присмотреть за своей скотиной здесь на выпасе.

В 17:35 мы выступили после обеда по тропе в направлении Псху.
Вскоре проследовали напротив места впадения Решавы в Бзыбь.
На противоположной стороне видна "стрелка", где я вчера заносил путевую точку в GPS:




На заднем плане вдалеке возвышается Ахибаху/Турецкая Шапка,
это прямо противоположный вид по отношению к панораме со стороны моря.
Фото с приближением -
виден снежный склон, по которому более 2 суток назад мы проследовали вдоль пьедестала северных стен этой великолепной горы,
а также под вершиной протяжённый снежный воротник, с которого при таянии низвергаются временные водопады:




Рассматривая уже дома старую "царскую" карту, отметил про себя момент о тогдашних географических названиях:
вчера ночевали в урочище Рапирва;
сейчас находимся в урочище Мукураза;
а во время недавней "радиалки" проходили напротив урочища Амздных (если правильно прочитал, последнее написано неразборчиво).
Однако на современных картах этих названий нет -
какие-то обстоятельства послужили причиной этому.

Около 19:00 тропа подходит прямо к самой кромке берега реки Бзыбь.
Мы сделали тут недолгий привал, заодно измерили температуру воды в реке - оказалось +9 градусов.

В этом месте очень живописный самшитовый лес.
Печально, если и сюда позднее добралась бабочка-вредитель, сожравшая самшитники в районе Бол.Сочи.
Мы подобные природные объекты видели далеко уже не один раз, и не только Абхазии,
но всё равно рука тянется запечатлеть этот почти сказочный лес:






Вскоре стало ясно, что засветло мы до Псху не доберёмся.
Ну какой тогда смысл гнать сегодня дальше?
Обойдя скальный прижим поверху,
мы в первом же удобном месте, у бокового ручейка, в 19:40 остановились на ночёвку (отметка 571 м) -
чуть поодаль от тропы.
От места предыдущего бивака сместились на 3,4 км к северо-западу.

Несколько неожиданно начался дождик, и загнал нас в палатку.
Подошло время ужина, и мы уже хотели было готовить на газе.
Но вскоре дождь прекратился, готовили всё-таки на костре.
В 21:40 - отбой (атмосферное давление - 710,03 мм рт. столба).

Участок маршрута 11.06.09, карта ГШ 1:100.000

19.jpg
 

Alter

писатель
12.06.09.

Утром, около 6:40, нас разбудило какое-то животное, протопавшее вблизи палатки.
Ладно, будем собираться.
Выход в 8:55, после завтрака.

Примерно через пол-километра спустились к краю обширной прибрежной поляны.
Живописное место.
Горы со снегами с противоположной стороны Бзыби, полоса тумана вдоль русла и нижней части склона:




К поляне со стороны леса примыкают строения.
Но это не Псху, а домики хутора Битага.
На карте этот населённый пункт показан как единый,
но местные жители различают - Верхняя Битага и Нижняя Битага.
Мы подошли к восточной окраине Нижней Битаги.

Непосредственно на спуске к поляне торная набитая тропа ветвится развилками,
и тот вариант, на который мы попали, вывел к нежилому крайнему дому.
Сейчас его вроде бы снесли совсем:




Вскоре мы вышли на дорожную колею, и далее в сторону Псху двигались уже по ней.
На другой стороне Нижней Битаги встретили и поговорили с пожилым, но ещё крепким местным жителем.
Это был дядя Миша, пчеловод - через пару лет мы к нему приходили мёд купить, и я тогда его сразу узнал.
А вот нас дядя Миша так и не вспомнил, хотя я рассказал ему об эпизоде в 2009 году.

В 9:50 прошли по деревянному мостику через речку Битага (правый приток Бзыби).
Подъём по езженной колее вывел нас к памятнику 1968 года на краю протяжённой террасы,
где и расположено село Псху.
Ещё минут через 20 ступили и в само село через южную окраину.
Вид от окраины Псху на массив г.Брзышка:




Центральная улица постепенно поднимается в северном направлении.
Идём по улице, время от времени разговариваем со встреченными прохожими,
посматриваем - как живут тут люди, в этом своеобразном горном селении.
Сзади послышался нарастающий рокот, мы оглядываемся -
ещё не хватало в Псху под машину попасть.
Но что-то никакой машины не видать, а рокот уже такой громкий и резкий,
что заставляет поневоле озираться по сторонам.

И тут на поляну за забором справа от нас вдруг приземляется выскочивший чуть ли не за нашими спинами самолёт.
Ан-2, рейс из Сухума.
Поляна справа за забором - это аэродром, оказывается.
Так уж получилось, что совершивший посадку аэроплан прибыл как раз в тот момент, когда мы проходили лётное поле:




Самолётик синеет в глубине за кронами деревьев.
Здесь получше виден:




Люди одни встречают, другие прилетели этим рейсом.
Среди сошедших пассажиров оказалась женщина - бывший директор школы в Псху, по её словам.
Мы поравнялись с ней, когда женщина выходила с лётного поля на деревенскую улицу.
По пути разговорились, она живо интересовалась, откуда мы идём и как вообще попали в Псху.
Вместе прошли до центра села.

Магазинчик оказался закрыт, а хотелось чего-нибудь пожрать "вкусненького" прикупить.
Может быть, откроется?
Пока же направились посмотреть на сельскую школу:




Это старая школа, в последующие годы на той же территории была построена новая школа.
Старая же школа мне напомнила мою собственную - я 8 классов заканчивал примерно в такого же вида здании -
в одном из предгорных сёл в соседнем Краснодарском крае.
В Псху нас удивило относительно большое количество людей в школе и рядом - и детей, и взрослых:
вроде бы лето сейчас, каникулы...

Познакомились мы и с нынешним (на тот 2009 год) школьным директором Анатолием.
Он подсказал, где тут можно купить то, чего нам хотелось, и даже провёл туда - недалеко оказалось.

Насчёт старой школы в Псху - в данный момент додумываю:
не уверен, что виденная несколько лет спустя школа - действительно заново отстроенная.
Может - старое здание отреставрировали, сайдингом обшили, крышу перекрыли?

 

Alter

писатель
В 11:50 прошли мимо местной церквушки.
Хотя, наверно, это правильнее назвать молельный дом.
В расположенном неподалёку хуторе Рикза тоже есть такой.
В последующие годы в Псху строился большой храм, между школой и аэродромом.
Вот "в упор" не помню, строился ли храм в 2009 году - может, ещё и нет.
Не знаю также, достроили или нет - я в Псху с 2016 года не был.

Электричество подведено - значит, люди сюда приходят помолиться:




Вообще патриархальный вид этого села в 2009 году начал уже исчезать.
Всё больше становилось примет современности - спутниковых антенн, сайдинга, разноцветных крыш, и т.д.
И в последующие несколько лет этот процесс заметно ускорился.
Не знаю, плохо это или хорошо - просто я наблюдал это в последующие посещения Псху.

Пока же, как и положено в сёлах, домашняя живность всякая на улице обреталась.
Если бы не случай с посадкой самолёта, людей мы увидели бы явно меньше, чем животных около домов:






В 12:05 мы вышли за пределы села.
Где-то сбоку, вроде бы, ещё были какие-то домики. В целом же протяжённость центральной улицы
составила примерно 2,23 км.
Последний человек, мужчина, кого мы встретили в селе, спросил -
почему мы к лётчикам не подошли, можно было бы виденным нами самолётом улететь в Псху, и за недорого.
Интересная мысль, конечно. Но у нас были другие планы.

Из Псху мы выходили тем же путём, как входили и выходили в 1942 году немецкие горные егеря.
За само село тогда сильных боёв не было, основные события разворачивались в других местах.
Но с того времени остались братские могилы, памятники нашим воинам.
Один из них находится сразу за северной окраиной Псху, мы как раз проходили рядом:




Итак, мы решили выбираться "в цивилизацию" через перевал Анчхо.
Водных преград на пути к нему по долине реки Агурипста никак не миновать, но как-нибудь преодолеем.
Сегодня до перевала не дойдём, естественно - ну что ж, дойдём куда получится.
Перед мостками через речку Ахей перекусили слегка.
Затем, в 13:15 перешли по мосту через мутный поток Баул - в военные годы именно его именовали как "Ахей"
и наши, и немцы - но так было обозначено а картах и у тех, и у других.

Известного нынешним посетителям села Псху поста абхазских пограничников, что биз развилки к хутору Санчаро -
тогда не было.
Понятно. что не только контролировать некого - путь через Пыв ещё не проезжаемый из-за снегов и бродов;
я вообще не припоминаю в том месте ни шлагбаума, ни каких-либо будок-строений.

В 13:30 подошли к реке Бешта (Святая). Дорога идёт вброд, моста нет.
Можно и нам "тупо" соваться вброд здесь и на последующих речках.
Но это было бы уж слишком тупо.
На самом деле, если поискать немного выше/ниже по течению -
то какой-нибудь способ перебраться найдётся и без "водных процедур".
В основном это брёвна над водным потоком.
Иногда даже обустроенное под мостки, как, например, на Бешта (Святой):




Но чаще - просто принесённые течением бревна или упавшие древесные стволы -
как, например, на Бигдазия (Охубир-Дгел):




На берегу речки Белая кто-то вообще бензопилой завалил пару деревьев чуть выше автомобильного брода -
мы также воспользовались ими и перешли поток "не замочив ног".
При обходе вдоль подножия г.Иналкуба (Святая) планировалась изначально "радиалка" на вершину (1290 м).
Но путь там не близкий и не такой уж и простой, а сил уже мало осталось - так что от этой затеи отказались.
На обед остановились поодаль от воклюза-святого источника (отметка 883 м), жгли костёр.
В 16:00 возобновили движение.

Постепенно завернули в долину реки Агурипста, прошли мимо домиков одноименного хутора.
Затяжной подъём по лесу и последующий крутой спуск по дороге к 19:30 вывел на левый берег очень бурной реки Агурипста.
Когда-то тут был мост (указан на картах ГШ), но сейчас от него не осталось и следа.
Это так называемый "Первый брод", но сейчас перебраться пешком через него шансов не было.
Ладно, завтра посмотрим, а сейчас дело к вечеру, пора становиться на очередную ночёвку.
Вблизи хорошего места не наблюдается, к тому же очень сыро и шумно от реки.
Поэтому сочли благоразумным подняться назад по дороге несколько сотен метров,
и близ края дороги на удобном месте в 20:00 начали ставить палатку (отметка 1106 м).

От северной окраины села Псху сместились на 7,7 км к северо-западу,
а всего от места предыдущего бивака удалились на 12,3 км также к северо-западу.

Участок маршрута 12.06.09, карта ГШ 1:100.000

24.jpg
 

Alter

писатель
13.06.09.

Ночью была сильнейшая гроза, ливень хлестал, но нас наверху над речкой не залило.
К утру погода наладилась, при этом атмосферное давление повысилось за ночь на 2 мм рт. столба -
такое предвещает хорошую погоду минимум до второй половины дня.
Начав сборы в 6:30, позавтракали и свернули бивак довольно шустро, и уже в 7:50 двинулись дальше.
Как и вчера вечером, по дороге спустились к автомобильному броду через реку Агурипста (Бавю).
После ночного ливня воды в речке ещё больше, чем вчера.
Что же делать?

Решили разведать - может, найдётся какая переправа - по камням или по бревну.
Разделились, условившись через 30 минут вернуться к броду, где оставили на время рюкзаки (отметка 1065 м).
Товарищ пошёл вниз по течению, а я - вверх, и почти сразу ткнулся в мощный левый приток
(на карте ГШ назван "Агурибза"), который тоже в любом месте не перескочишь.
Пришлось сначала подниматься вдоль него, однако вскоре нашлось бревно через приток,
а затем увидел подходящее бревно и через Агурипсту. Переправа вполне возможна.
Вернулся к рюкзакам, вскоре подошёл и товарищ, говорит, что ниже по течению вблизи переправы нет.
Тут такое дело.
Спустя несколько лет я узнал как раз на этом форуме от lesha-abhazets,
что чуть ниже именно этого брода есть трос с люлькой.
Не знаю, я в ту сторону не ходил и не могу сказать, был ли там трос в 2009 году.
Но товарищ ничего не заметил.

Ладно - взяв рюкзаки, отправились на уже разведанные брёвна вверх по течению.
Через приток "Агурибза" перешли без проблем, там ширина всего не больше 5 метров была.
К 8:55 подобрались к бревну на левом берегу Агурипсты (отметка 1083 м).
Массивное ствол дерева, лежит крепко.
Товарищ раньше работал в цирковой студии, вольтижировкой занимался -
чувство равновесия очень хорошо натренировано - человек взрослый и решение принял сам:
горделиво отказался вообще от страховки - взял да и ножками запросто перешёл над бушующим потоком:




Ну а я космически далёк от подобных понтов, ножками даже и с верёвочной страховкой идти не стал -
стрёмное место, бревно мокрое, перспектива свалиться в бурный поток,
пусть хоть и со страховкой на верёвке - никак не привлекала вообще.
Поэтому переправился более надёжным способом - оседлав бревно, руками отжимался и перебирал;
задницу подмочил немного, конечно, но зато цел и невредим сухой ступил на правый берег.

Несколько лет спустя, при последующих посещениях села Псху,
узнал от местных жителей, что они нумеровали броды через Агурипсту -
при движении в сторону перевала Анчхо это мы обошли сейчас 1-й брод, отсчёт снизу по течению.
Броды через притоки не в счёт.
Выше нам "светит" ещё 2 брода - ну что ж подойдём, там и посмотрим.

12.jpg


По фрагменту дороги между двумя переправами в 9:50 подошли ко 2-му броду.
Через несколько лет вроде бы здесь унесло туристов, утонули они.
Вообще у жителей Псху этот 2-й брод самую худшую "репутацию" имел -
узкое крутопадающее русло, течение бешеное, левый берег подмывает, там яма образовывается.
В 2011 году мне пришлось "поближе познакомиться" с этим бродом -
нас на УАЗике тогда 3-мостовый КАМАЗ здесь перетягивал: слетел трос,
и я всовывался в речку, чтобы трос перецепить.

Но это осенью было, уровень воды тогда намного ниже,
а сейчас, глядя на струю, желание пытаться перейти вброд - отбило напрочь.
Посмотрели на карту - по ней тут немного выше по течению дорога опять переходит на правый берег,
так что стоит попробовать пройти вверх по правому берегу, где мы сейчас находились -
и таким образом сразу два брода и обойдём.
Так и сделали.
Тропы тут, похоже, нет никакой, но пройти можно.
Пришлось подниматься относительно высоко, обходя обрывистый прижим.
И упёрлись в следующую водную преграду - на этот раз правый полноводный приток Агурипсты,
ниже отметки 1406,5 - тоже сплошные водопады, течение везде white water.
Однако и здесь нашлось лежащее поперёк бревно:




Мощный бук лёг тут сравнительно недавно - ствол абсолютно не гнилой, кора ещё "свежак".
Комель остался на противоположном берегу притока и не в воде.
Не есть хорошо то, что ствол дерева лежал под уклоном -
причём нам надо было подниматься - и тоже захлёстывался брызгами.
На такую бучину верхом уже не усядешься.

Пришлось поработать немного топориком -
подрубили зарубки-ступеньки для ног, а прилегающую к нашему берегу часть ствола
вообще подтесали - удалили мокрую скользкую кору, заодно и подравняли:




Подстраховавшись верёвочкой, перескочили тут влёгкую.
Затем по откосу, после 11:00, вышли на дорожную колею,
серпантином поднимающуюся от 3-го брода.
Далее поднимаемся уже по дороге.
Никаких свежих следов машин не видно - оно и понятно:
из-за снегов и переполненных речках на бродах "навигация" на Псху ещё не работала.

В 11:30 прямо на колее устроили небольшой "перекус" (отметка 1334 м).
После 12:00 двинулись вверх по дороге, одолевая подъём по серпантину.
Через некоторое время подошли к верхнему правому притоку,
текущему через дорогу.
Но тут уже воды сравнительно немного, поток разливается по дорожной колее,
так что этот брод оказался вполне проходим и в сапожках:




Говорят, несколько лет назад новую дорогу на Псху в этом месте нарезали.
Как именно она проходит - сказать точно не могу, поскольку проехаться или пройтись по ней пока не доводилось.
Вроде бы после верхнего (3-го брода) новая колея идёт и далее по левому берегу и, следовательно, два нижних брода
(в том числе и самый хреновый 2-й) преодолевать больше не надо.

Ну а мы в 2009 году вот таким образом преодолели препятствия на пути к перевалу Анчхо.
На выкопировке карты показаны красными черточками переправы по брёвнам,
красными точками - примерно путь обхода по правому берегу, начиная от 2-го брода:

16.jpg


В 13:15 за изгибом дороги расположились на обед (отметка 1525 м).
Погода хорошая, в лесу находимся, воду согрели на костре.
От места бивака удалились на 3,3 км к северо-западу.
В 15:10 потопали дальше вверх по дороге. Появляются вокруг пятна снега.
Выше его становится больше и больше, а с 1700 м лежит уже почти сплошь.
При этом все лиственные деревья уже зелёные.

В 16:25 подошли к последнему броду (отметка 1718 м) на пути к перевалу,
где дорога в резком изгибе пересекает основной исток реки Агурипста (Бавю).
Видна дорожная колея, выходящая из-под снега, и тут же почти сразу
"ныряющая" в воду, а также кусок полотна после брода, где течёт ручей талой воды.
Фото сделано как бы назад по пути следования,
уже после преодоления водной преграды:




Там, где речка через дорогу течёт - глубоковато оказалось:
русло узкое, а воды довольно много - в сапогах уже не пройти.
Но мы предприняли обходной манёвр.
Чуть выше автомобильного брода слияние находится, где речка разбивается на 2 потока,
и это видно на фотографии.
По отдельности их перейти легче, чем уже слившийся поток.

Слева (на фото) - исток, вытекающий из озера Чхо, там по камням перебрались.
Справа - исток, текущий непосредственно из-под перевала Анчхо, также перепрыгнули.
Затем по травянистому откосу вернулись на дорожную колею.
Примерная траектория обходного манёвра:

 
Последнее редактирование:

Ю.С.

корифей
Ну а я космически далёк от подобных понтов, ножками даже и с верёвочной страховкой идти не стал -
стрёмное место, бревно мокрое, перспектива свалиться в бурный поток,
пусть хоть и со страховкой на верёвке - никак не привлекала вообще.
Поэтому переправился более надёжным способом - оседлав бревно, руками отжимался и перебирал;
задницу подмочил немного, конечно, но зато цел и невредим сухой ступил на правый берег.
я бы вообще ползком... и то под страхом навеки остаться в этом месте
 

Alter

писатель
я бы вообще ползком... и то под страхом навеки остаться в этом месте
Ну это - кто как...
Человеку, который может ходить по натянутому канату - перейти по такому бревну ножками не проблема.
Но я по канату ходить не могу, поэтому перекантовывался там ... почти ползком.
 

Alter

писатель
(в продолжение дня 13.06.09)

В 17:00 продолжили движение от последнего брода через исток реки Агурипста (Бавю), отметка 1719 м.
Температура водички, кстати, там всего + 4 градуса: специально замеряли.
Далее к перевалу Анчхо добирались стандартным путём - по размашистому серпантину грунтовой дороги.
Вскоре вышли на нижний край "альпики".
Открылся вид на окрестные горы и ещё не обтаявшие лесистые склоны.

На юго-западе привлекает внимание многокаскадный водопад на истоке вытекающим из озера Чхо.
Мощный поток там прёт, конечно (вид с приближением):




Общий вид местности в этм направлении.
На первом плане поляна, где находится нижняя петля дороги - уже полностью освободилась от снега.
Водопад почти в центре на среднем плане.
Котловины с озером Чхо не видно - осталась слева за рамкой кадра.

Слегка угадывается тропа к озеру Чхо от перевала -
эдакий "прочёс", частично перекрытый снегом, на склоне над водопадом и чуть левее:




В 17:40 достигли резкого изгиба дороги, находящегося в пределах лесного клина (отметка 1861 м).
Чуть дальше этого изгиба отдохнули прямо на дороге.
После этого с каждым шагом приближались к перевалу Анчхо..

Вскоре опять вышли на открытые склоны.
Ракурс изменился - теперь стал виден участок склона под котловиной с озером Чхо.
На следующем фото котловина с озером Чхо угадывается на фоне дальнего заснеженного склона
между двумя остроконечными вершинами в хребте восточнее горы Анчхо
(справа - "ложная"вершина 2602 м, слева - с отметкой 2468 м).
Водопад виден - это не тот, что фигурирует на двух предыдущих фотографиях,
но на этом же потоке, выше, и ближе к озеру Чхо:




Глядя сейчас на эти уже давние фото, сравниваю с впечатлениями от прошлогоднего похода (в июне 2019 года),
когда мы ходили по хребту восточнее горы Анчхо и примерно в эти же дни июня-месяца. -
Однозначно в 2009 году снега гораздо больше было.

Сделанное тогда фото вершины Анчхо (2695 м) на фоне зеленеющих рощ -
на заднем плане в створе седловины на более ближнем отроге:




В 18:40 пришли на перевал Анчхо (2031 м), он же "Пыв".
Последний участок дороги перед перевалом был наглухо перекрыт мощным косыми снежниками.
Сама седловина этого популярного перевала оттаяла только частично.
С западной стороны к перевалу прилегал не менее мощный протяжённый снежник,
скрывавший дорогу метровым слоем - никакой транспорт, за исключением снегоходов,
сюда проехать был не в состоянии.

Видно полузаметённое снегом строение на месте нынешней апацхи "На Пыве".
Домика на более отдалённом взгорке тогда вообще ещё не существовало.
Людей нигде не было видно:




Честно говоря, идти дальше особо не хотелось -
по причине усталости за сегодняшний день, с его форсированиями водных преград и набора почти 1000 метров высоты.
Также сказывалась и общая усталость - мы находились в пути непрерывно уже 9-й день, а "днёвок" у нас не было.

Поэтому решили здесь и переночевать.
Чуть ниже памятника нашли оттаявшее место с травкой, там и примостились с палаткой.
Место ночёвки на предыдущем фото показано красной стрелочкой,
а прерывистой линией примерно обозначена дорога под плотным снежником:




Мы даже не ходили посмотреть домик с зелёной крышей.
В 19:00 начали ставить палатку, после передышки и фотографирования.
Неподалёку нашёлся ручеёк с талой водой.

К вечеру погода всё-таки началась портиться.
На небо стала наползать облачность.
Мы поглядывали на кутавшийся в тучах массив Агепсты -
не подарит ли нам природа предзакатный эффект подобный тому,
что мы наблюдали в начале этого похода, 06.06.09 (сообщение # 176, стр.9).
Но - нет, не сложилось.
Предзакатной багровости вообще сейчас не наблюдалось.
Хотя смотрелось всё-таки, как лучи солнца перед закатом били из туч над районом Ацетука - Агепста:






Однако вскоре тучи над Агепстой сгустились плотней,
просветов почти не осталось, и лучи бить вниз перестали.
Как бы вообще до грозы дело не дошло:




К 21:00 мы поужинали, воду согрели на газе.
И сразу же завалились пораньше спать.

Участок пути 13.06.09, карта 1:100.000

21.jpg
 

Alter

писатель
14.06.09.

Утренний подъём - около 6:30, уже как обычно.
Погода нормальная, атмосферное давление - 598,22 мм рт. столба, температура + 3 градуса.
Завтрак приготовили на газе.
В 8:05, когда начали движение, температура была уже + 8 градусов.
По массивным снежникам спускаемся, угадывая полотно дороги по проталинам и просадкам.
Но ниже уровня 1880 - 1900 метров снег резко пропадает.
Довольно резво доскакали до брода через ручей в урочище Пыв.
Здесь видели свежие следы машин и развороты -
кто-то из нетерпеливых джипингёров разведывал состояние пути на Пыв.

Мы же топали вниз по серпантину грунтовой дороги, радуясь горным видам и свежей зелени лесов.
С одного из поворотов внизу открылся вид на строения быв.пансионата "Авадхара":




Классическое здание главного корпуса было ещё цело, но уже призапущенное.
Хотя видно, что пытались сохранить здание -
вон, крышу современную покрыли.
Однако из этого в конце концов ничего не вышло.
Не могу сказать точно, в каком году здание всё-таки снесли.

В прошлом, 2019 году, мы там в крайний раз проходили-проезжали -
остался цокольный этаж, с арками.




В 10:05 мы спустились на развилку Пыв/Авадхара (отметка 1465 м).
Решили пройти в сторону Авадхары до ближнего мин.источника - испить там минеральной водицы.
25 минут прогулялись по дорожке с остатками асфальта.
В 10:30 притопали до источника возле кафе, что сразу за мостом через речку Авадхара (отметка 1534 м по GPS).
Само кафе уже открылось, но людей кроме нас и хозяев больше пока не было.

Котёнок ещё был, к нам подошёл знакомиться:




Подслеповатый, что ли, кошачок? -
нам показалось, глазки почти без зрачков:




Около кафе мы переоделись, привели себя в порядок.
Попили и набрали минералки.
Собственно говоря, пешеходную часть маршрута на этом мы закончили.
Товарищ говорит, что отсюда уедем вниз попутным автотранспортом.
Идти на Рицу пешком расхотелось.
Однако первые экскурсанты появились здесь только около 12:00, и то не густо.

Пройденный участок пути в завершающий день похода, карта 1:100.000

15.jpg


В 12:45 всё же уехали вниз на проезжающем "Москвиче-пирожке".
В кабине места не было, и мы полезли в кузов.
Кромешная тьма, ни одного фотона.
По пути подобрали ещё одного туриста-путешественника, также посадили в кузов.
Заговорили с ним, сообщили вкратце о нашем маршруте,
но так и не добились от паренька ответить, где сам он бродил.

В 13:20 нас высадили добрые люди на автостоянке около озера Рица,
поскольку "пирожок" дальше не ехал.
Но мы и этому были рады.
Рица, как всегда, была великолепна!




Товарищ грезил о пиве.
А мне, как ни странно, больше всего хотелось кефирчику.
Однако ни того, ни другого нам отведать здесь не привелось.
Народу после полудня было уже достаточно -
а, стало быть, и экскурсионных автобусов тоже.
Удалось договориться сразу, автобус вот-вот уезжал вниз.

Пробыв возле Рицы не более 5 минут,
мы уже вскоре катили вниз:




Экскурсовод что-то трепался в микрофон про Пшегишхву.
Заметив наш "бывалый" вид, проницательные соседи по автобусу спросили нас:
"Ходили туда?"
Мы помотали головами -
на 2009 год мы на вершине Пшегишхва не были.
Сходили туда в следующем, 2010 году.

Автобус ехал в Сухум, поэтому мы выгрузились перед развилкой,
и к 14:20 перешли на близкую нужную нам остановку на трассе (отметка 41 м по GPS):




Минут через 15 уехали на Гудаутской "маршрутке" на Псоу, за проезд тогда взяли по 60 руб. с человека (от авт./ост."Бзыбь").
Расстояние до границы напрямую - 35 км к северо-западу.
В 15:25 прибыли в Псоу, и уже через 20 минут ступили на территорию РФ.

Нормальный поход получился.
 

Alter

писатель
Некоторая статистика по походу 2009 года.

Самый долгий и протяжённый получился поход из описанных в данной теме.
Длина нитки маршрута - 125 км.
Общее пройденное расстояние, с учётом всех радиальных выходов - 140 км.

Пройденное расстояние по дням:
(указан мой индивидуальный километраж)

05.06 - 7 км
06.06 - 12 км
07.06 - 12 км
08.06 - 10,5 км
09.06 - 12,5 км
10.06 - 13,5 км
11.06 - 23 км
12.06 - 23,5 км
13.06 - 16 км
14.06 - 10 км

Координаты (по GPS) крайних точек на пешеходной части маршрута:
- самая западная точка: E - 40° 39,191ꞌ (мин.источник возле кафе не доезжая кур.Авадхара, отметка 1534 м - 14.06.09);
- самая северная точка: N - 43° 30,417ꞌ (этот же пункт одновременно оказался самой северной точкой маршрута);
- самая восточная точка: E - 40° 55,435ꞌ (правый берег реки Бзыбь ниже "водопада", отметка 782 м - 11.06.09);
- самая южная точка: N - 43° 12,767ꞌ (место где высадились из "маршрутки", сев. окраина села Тванаарху - 05.06.09).


Таким образом, поход проходил по участку территории с максимальным протяжением:
- с запада на восток - 21,9 км;
- с севера на юг - 32,6 км.

Высшая достигнутая точка - вершина горы Хипста (2494 м).

Абсолютный максимальный перепад высоты, подъём (с.Тванаарху - г.Хипста): + 2142 м.
Абсолютный максимальный перепад высоты, спуск (г.Хипста - слияние Бзыбь+Решевие): - 1932 м.

За 1 ходовой день при подъёме максимальный перепад был 06.06.09: + 1555 м.
За 1 ходовой день на спуске максимальный перепад был 10.06.09: - 971 м.
 

Alter

писатель
Нитки всех описываемых в данной теме маршрутов по западной части Бзыбского хребта и прилегающей территории.
(карта ГШ 1:100 000)
По сравнению с # 151 добавлена нитка маршрута 2009 года - показана бирюзовым цветом:

 
Сверху