поколебавшись, я решила поставить точку в этой теме :grin:
автопробег 1911 года
действительно, было и еще одно примечательное событие, которое окончательно утвердило возможность, выгоду и необходимость автодорожного сообщения между курортными городами на Черноморском побережье Кавказа - это автомобильный пробег Новороссийск-Гагра.
этот пробег проходил в рамках большого автопробега Петербург-Севастополь на приз Великой Княгини Ольги Александровны.
он состоялся
в сентябре 1911 года при поддержке Климатической станции и непосредственном участии принца Ольденбургского.
в автопробеге наряду с российскими экипажами участвовали и иностранные. всего же было более 20 автомобилей.
* барон фон Мекк Марк Николаевич на "Мерседесе", занявший 2 место
* гонщик и конструктор фирмы "Бенц" Фриц Эрле на "Бенце" занял 3 место
* Нагель на Руссо-Балте
* Меллер и Эрле на Бенцах
21 сентября из Новороссийска, куда накануне на пароходе прибыли участники, рано утром и стартовал автопробег.
на первых же верстах случилось несколько аварий из-за крутых поворотов гористого ландшафта.
серьезно никто не пострадал, но это добавило нервозности и в без того напряженную обстановку.
в Туапсе, где запланирована была часовая остановка,уже прибывшие участники пробега встречали вновь прибывших расспросами:
всё ли в порядке на дороге? не случилось ли ещё аварий?
к вечеру все участники прибыли в Аше, в имение г-на Голубева и, переночевав, в 8 утра двинулись дальше.
следующая остановка перед завершающим участком была сделана в Сочи.
до Сочи же был самый сложный участок дороги: узкие места, крутые обрывы, неудобные для проезда машин мосты.
наконец все участники автопробега вышли на финишную прямую - отрезок между Сочи и Гагрой.
этот участок действительно отличался от предыдущих 300 верст относительной прямотой и ровностью и все экипажи как "выпущенные на свободу птицы" летели с высокой скоростью.
на финише в Гагре хозяин Климатической станции принц Ольденбургский встречал лично каждого участника.
и в своей палатке угощал всех чаем.
а вечером
в имение принца недалеко от его лесопильного завода [off]:wink:[/off] под раскинутыми шатрами был устроен праздничный ужин, а после и бал в Новой гостинице.
на следующий день была завершающая часть всего мероприятия - гонка на скорость.
проходила она в 17 верстах от Гагры.
криволинейный участок дороги, выделенный для гонки, не дал возможности продемонстрировать участникам все, на что способны их автомобили.
первым (по очереди) проехал г-н Орлов-Давыдов на своей "Итале", второй - Ю.Э.Меллер на "Бенце", последней была машина Стерн (Штерн) единственной женщины, участвовавшей в пробеге - г-жи Старосельской.
её машину зрители встретили овациями.
после гонки все участники вернулись в имение Ольденбургского, где был устроен шикарный пир, где на вертеле жарили барашков, тогда же и были вручены призы.
победителем гонки на скорость и всего автопробега стал интереснейшая личность - австрийский
князь Алесандр Коловрат - владелец замков и пароходов, фабрик и заводов, авто- и кино- мастерских, при поддержке которого знаменитый Порше создал не менее знаменитый Porshe, одну из первых моделей которого назвал в честь графа - Sasha.
* Sasha - Коловрат и автомобиль :grin:
пройдя версту за 38,6с и скоростью 99,5 км\час, Александр Коловрат вместе со своим напарником
бульдогом Йокке одержал безоговорочную победу в гонке на своем автомобиле Лаурин-Клемент
- это Австро-Венгерская марка была чрезвычайно популярна в то время как во всем мире, так и в России. автомобили Лаурин-Клемент трудились в таксомоторах Москвы и Питера, и в Климатической станции в Гагре.
так, совершенно случайно, на радость мне, я вытянула из этого же клубочка еще одну ниточку:
внимательный читатель помнит из рассказа об "
осенних каникулах", что путешествовали мы на "маленькой беленькой толькочтосконвейерной" машинке.
марка
той девочковой машинки - чешская Шкода.
и оказывается, что Шкода раньше была.. да-да! она раньше называлась Лаурин-Клемент и была самой известной маркой Австро-Венгрии, занимавшей все призы на выставках и гонках, как зарубежом, так и в России.
одна из моделей той "маленькой девочковой" Шкоды
так вот так! приятная связывающая жизненные параллели ниточка.
и быть может не последняя :wink:
в конце моего такого долгого, но весьма занимательного "исследования" хочется в очередной раз вернуться к благодарности в адрес Его Высочества Принца Ольденбургского
уж очень хочется мне, чтобы он знал, что все, что он с такой энергией, с таким запалом и душой создавал, и спустя 100 с лишним лет, пусть в почти разрушенном виде, приносит несравнимую радость..
за то, что мы имеем счастье любоваться делом его рук и мысли..
отыскивать в зарослях следы былых времен, ворошить фотоархивы, сопоставляя факты и делая интересные открытия..
ездить по дорогам, в конечной точке которых нас ждут удивительные и незабываемые моменты жизни.
спасибо, Александр Петрович! и всем-всем-всем..
и за Ваше внимание :grin:

bis
