Маршрут в «места, где лежат стрелы» (гора Напра, западная часть Бзыбского хребта)
Вот некоторая информация о маршруте, на который нам удалось раскачать Астана.
Историчесая справка
«… На склонах также лежит большое число древних пастушеских построек. Но, пожалуй, наиболее интересны здесь несколько средневековых жертвенников-святилищ, расположенных вблизи перевалов.
В языческих верованиях средневековых абхазов видное место занимал культ горных духов, от которых зависели безопасность, благополучие и удача пастухов, охотников и путников в горах. Местом обитания этих духов считались труднодоступные вершины. Проходя мимо этих священных мест, они должны были совершить здесь жертвоприношение, оставить какую-нибудь личную вещь.
На Западном Кавказе первым такие памятники упоминает в своих воспоминаниях русский офицер Ф. Ф. Торнау, который в 30-х годах XIX века видел на одном из западно-кавказских перевалов (Капшистра) скалу, посвященную духам гор. К ее вершине, увенчанной небольшой, в несколько квадратных метров, площадкой, вели ступени, высеченные в граните. Посреди площадки находилось котлообразное углубление, до половины заполненное древними монетами, железными наконечниками стрел, кинжалами, пистолетными стволами, пулями, женскими застежками и кольцами. Абхазы-проводники принесли здесь в жертву горным духам нож, огниво и несколько пуль, а Ф. Ф. Торнау вынужден был бросить туда несколько бронзовых монет.
Н. М. Альбов упоминает три таких жертвенника на перевалах Дзина, Химса и Ачавчар. "Жертвенники эти, - писал он, - состоят из нескольких сложенных в виде четырехугольника камней. Сюда каждый переваливающий через хребет обязан положить какое-нибудь приношение Духу Гор, который иначе пошлет ему на дороге туман или снежную вьюгу. Приношения эти бывают самого разнообразного характера. Обыкновенно кладут пули, деньги, какое-нибудь ненужное оружие, женщины - пуговицы, ножницы, лоскутки... Никто из спутников не смеет присвоить себе какую-либо из находящихся на жертвеннике вещей под страхом неминуемого наказания свыше. Описываемые жертвенники принадлежат, очевидно, глубокой древности, так как на некоторых из них в груде накопившихся веками приношений находятся между прочим железные наконечники стрел и копий...".
Подобные жертвенники абхазы называют «места, где лежат стрелы»
Жертвенник Напринского святилища представляет собой помещение из обломков известняка высотой до полутора метров и в ширину до одного метра. Все внутреннее пространство заполнено наконечниками стрел, образовавшими слой толщиной до 40 сантиметров. В сплошном навале этих наконечников изредка попадались серебряные средневековые монеты, железные кресты, сердоликовые бусы, жертвенные глиняные сосуды, кости животных и другие вещи.
Все наконечники имеют черешок для насадки на деревянное древко и по форме пера разделяются на плоские и граненые. Стрелы с узким массивным граненым острием предназначались для пробивания кольчуг и брони, широкоперые же плоские наконечники использовались против незащищенного противника. Среди последних, в зависимости от их функционального назначения и времени использования, выделяются многие разновидности - ромбические, секторовидные, лопаточковидные, тупоугольные, листовидные, которые в своем большинстве появились в Восточной Европе вместе с татаро-монгольскими ордами хана Батыя в первой половине XIII века. Наиболее крупные использовались для стрельбы по коням врага.
В жертвеннике довольно много было и двурогих наконечников, употреблявшихся обычно в охоте на птиц, но встречавшихся и в колчанах воинов. Один наконечник имел специальное полое утолщение с отверстиями - на лету стрела с таким приспособлением со свистом рассекала воздух, пела. Сюда же относятся несколько конических наконечников стрел, изготовленных из отростков оленьих рогов, использовавшихся в XI - XIV веках для охоты на лазящего по деревьям пушного зверя, и вставные костяные ушки стрел, орнаментированные кружочками.»
Астан писал:
«…маршрут не легкий. Возьмем лошадь для оборудования, чтобы груз вести».
Особо подготовленным быть не обязательно, сложной специфически альпинистской подготовки не требуется. Но будет потяжелее обычной экскурсии.
желающие присоединиться, пишите в личку
Вот некоторая информация о маршруте, на который нам удалось раскачать Астана.
Историчесая справка
«… На склонах также лежит большое число древних пастушеских построек. Но, пожалуй, наиболее интересны здесь несколько средневековых жертвенников-святилищ, расположенных вблизи перевалов.
В языческих верованиях средневековых абхазов видное место занимал культ горных духов, от которых зависели безопасность, благополучие и удача пастухов, охотников и путников в горах. Местом обитания этих духов считались труднодоступные вершины. Проходя мимо этих священных мест, они должны были совершить здесь жертвоприношение, оставить какую-нибудь личную вещь.
На Западном Кавказе первым такие памятники упоминает в своих воспоминаниях русский офицер Ф. Ф. Торнау, который в 30-х годах XIX века видел на одном из западно-кавказских перевалов (Капшистра) скалу, посвященную духам гор. К ее вершине, увенчанной небольшой, в несколько квадратных метров, площадкой, вели ступени, высеченные в граните. Посреди площадки находилось котлообразное углубление, до половины заполненное древними монетами, железными наконечниками стрел, кинжалами, пистолетными стволами, пулями, женскими застежками и кольцами. Абхазы-проводники принесли здесь в жертву горным духам нож, огниво и несколько пуль, а Ф. Ф. Торнау вынужден был бросить туда несколько бронзовых монет.
Н. М. Альбов упоминает три таких жертвенника на перевалах Дзина, Химса и Ачавчар. "Жертвенники эти, - писал он, - состоят из нескольких сложенных в виде четырехугольника камней. Сюда каждый переваливающий через хребет обязан положить какое-нибудь приношение Духу Гор, который иначе пошлет ему на дороге туман или снежную вьюгу. Приношения эти бывают самого разнообразного характера. Обыкновенно кладут пули, деньги, какое-нибудь ненужное оружие, женщины - пуговицы, ножницы, лоскутки... Никто из спутников не смеет присвоить себе какую-либо из находящихся на жертвеннике вещей под страхом неминуемого наказания свыше. Описываемые жертвенники принадлежат, очевидно, глубокой древности, так как на некоторых из них в груде накопившихся веками приношений находятся между прочим железные наконечники стрел и копий...".
Подобные жертвенники абхазы называют «места, где лежат стрелы»
Жертвенник Напринского святилища представляет собой помещение из обломков известняка высотой до полутора метров и в ширину до одного метра. Все внутреннее пространство заполнено наконечниками стрел, образовавшими слой толщиной до 40 сантиметров. В сплошном навале этих наконечников изредка попадались серебряные средневековые монеты, железные кресты, сердоликовые бусы, жертвенные глиняные сосуды, кости животных и другие вещи.
Все наконечники имеют черешок для насадки на деревянное древко и по форме пера разделяются на плоские и граненые. Стрелы с узким массивным граненым острием предназначались для пробивания кольчуг и брони, широкоперые же плоские наконечники использовались против незащищенного противника. Среди последних, в зависимости от их функционального назначения и времени использования, выделяются многие разновидности - ромбические, секторовидные, лопаточковидные, тупоугольные, листовидные, которые в своем большинстве появились в Восточной Европе вместе с татаро-монгольскими ордами хана Батыя в первой половине XIII века. Наиболее крупные использовались для стрельбы по коням врага.
В жертвеннике довольно много было и двурогих наконечников, употреблявшихся обычно в охоте на птиц, но встречавшихся и в колчанах воинов. Один наконечник имел специальное полое утолщение с отверстиями - на лету стрела с таким приспособлением со свистом рассекала воздух, пела. Сюда же относятся несколько конических наконечников стрел, изготовленных из отростков оленьих рогов, использовавшихся в XI - XIV веках для охоты на лазящего по деревьям пушного зверя, и вставные костяные ушки стрел, орнаментированные кружочками.»
Астан писал:
«…маршрут не легкий. Возьмем лошадь для оборудования, чтобы груз вести».
Особо подготовленным быть не обязательно, сложной специфически альпинистской подготовки не требуется. Но будет потяжелее обычной экскурсии.
желающие присоединиться, пишите в личку