ПЕРВЫЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ТУР ПО АБХАЗСКИМ АПАЦХАМ
«Вдоль стены ряды мерцают
Турьих, выгнутых рогов».
Фазиль Искандер
По обычаю стены апацхи украшают охотничьими трофеями хозяина.
– Апацха – это где предки жили. Первый этаж как бы приемный зал был – гостей встречали…
… Стены плетеные, пол земляной, а через стенку была пристройка, где спали. Посреди дома – «оджах». Оджах – это огонь, «амхап» - это лопатка, чем варят мамалыгу. В любой момент мог придти гость – копченый сыр брался, копченое мясо бралося. Пока варилась мамалыга, хозяева накрывали на стол рядом с огнем, с очагом и пили вино. До утра сидели, разговаривали… (Из рассказа Гарика)
«Апацха – один из архаичных типов абхазского жилища - четырехугольная однокамерная постройка из плетня (рододендрон, лепидодендрон или орешник). Апацха - изначально жилое помещение, где жили, готовили, ели, спали и даже птицу бывало держали.»
Попали мы сюда совершенно случайно. Случайно Руслан оказался занят и попросил встретить нас своего родственника – Наварбея. В машине случайно зашел разговор о здешних горах, ястребиной охоте, об апацхах…
Но вот уже и Сухум. И уазик Робика ждет нас. И столько всего впереди…
А через несколько дней мы спустились с Гураба и счастливые и усталые были вообще не в состоянии двигать ногами. И тут позвонил Наварбей и предложил отвезти нас к родственникам в деревню – мы же хотели посмотреть на настоящую абхазскую апацху.
Маленькая, с залатанной крышей апацха была не примечательна ничем, кроме густого запаха изабеллы, свисающей на террасу.
Апацха, как апацха. Много их таких в абхазских деревнях… Сквозь раскрытые окна на стену упал свет:
– Хозяин пас стада на Дамхурце. Сами знаете, какие там места… Это туры – «аб» по-абхазски.
Это портрет самого охотника. Его уже нет в живых. «Отанди. Пейте на здоровье» – надписи вокруг изображения. Отанди – имя охотника, очень известное имя. Он – национальный герой Абхазии. В войну 92-93 годов многие десятки людей из России, из Чечни, и много еще откуда, направлялись в Абхазию воевать за ее независимость. Переходили границу через Дамхурцский перевал. Всех принимал у себя и кормил Отанди.
Рога у двери. На двери висит украшение – литой рельеф – охотничья собака с птицей в зубах. Абсолютно профессиональная работа. Делал Отанди.
Шкура медведя. А вы можете выпить за один прием из такого рога?
Проделав все, что принято проделывать в абхазских апацхах (а в промежутках между тостами – фотосессию на скорую руку), мы направились к соседям.
– У них есть шкура белого тура, – пообещал нам Наварбей.
В большом красивом белом доме на балконе сушились перцы, на полу – орехи.
Здесь мы впервые увидели цалду – абхазский топорик, история о котором еще будет впереди.
Домики на «курьих ножках» - амбары и курятники, арбу, куда впрягают быков.
Потом посидели в гостиной этого красивого дома и поговорили с его хозяйкой о жизни, об абхазских обычаях, о том как и сейчас в этих местах крадут невест, и много еще о чем. Естественно, проделывая все, что принято проделывать в таких случаях в гостеприимных абхазских домах.
Потом мы поехали домой – в Мугудзырхву. Только сперва зашли к соседу Наварбея – мастеру Сатбею. Это лучший в Абхазии специалист по апацхам. Именно ему заказывал свою апацху Багапш. Кто бывал на осенних праздниках в Лыхны, тот знаком с его работами. Макеты-реконструкции абхазской традиционной усадьбы – его рук дело.
Продолжение следует
«Вдоль стены ряды мерцают
Турьих, выгнутых рогов».
Фазиль Искандер
По обычаю стены апацхи украшают охотничьими трофеями хозяина.
– Апацха – это где предки жили. Первый этаж как бы приемный зал был – гостей встречали…
… Стены плетеные, пол земляной, а через стенку была пристройка, где спали. Посреди дома – «оджах». Оджах – это огонь, «амхап» - это лопатка, чем варят мамалыгу. В любой момент мог придти гость – копченый сыр брался, копченое мясо бралося. Пока варилась мамалыга, хозяева накрывали на стол рядом с огнем, с очагом и пили вино. До утра сидели, разговаривали… (Из рассказа Гарика)
«Апацха – один из архаичных типов абхазского жилища - четырехугольная однокамерная постройка из плетня (рододендрон, лепидодендрон или орешник). Апацха - изначально жилое помещение, где жили, готовили, ели, спали и даже птицу бывало держали.»
Попали мы сюда совершенно случайно. Случайно Руслан оказался занят и попросил встретить нас своего родственника – Наварбея. В машине случайно зашел разговор о здешних горах, ястребиной охоте, об апацхах…
Но вот уже и Сухум. И уазик Робика ждет нас. И столько всего впереди…
А через несколько дней мы спустились с Гураба и счастливые и усталые были вообще не в состоянии двигать ногами. И тут позвонил Наварбей и предложил отвезти нас к родственникам в деревню – мы же хотели посмотреть на настоящую абхазскую апацху.
Маленькая, с залатанной крышей апацха была не примечательна ничем, кроме густого запаха изабеллы, свисающей на террасу.

Апацха, как апацха. Много их таких в абхазских деревнях… Сквозь раскрытые окна на стену упал свет:


– Хозяин пас стада на Дамхурце. Сами знаете, какие там места… Это туры – «аб» по-абхазски.






Это портрет самого охотника. Его уже нет в живых. «Отанди. Пейте на здоровье» – надписи вокруг изображения. Отанди – имя охотника, очень известное имя. Он – национальный герой Абхазии. В войну 92-93 годов многие десятки людей из России, из Чечни, и много еще откуда, направлялись в Абхазию воевать за ее независимость. Переходили границу через Дамхурцский перевал. Всех принимал у себя и кормил Отанди.

Рога у двери. На двери висит украшение – литой рельеф – охотничья собака с птицей в зубах. Абсолютно профессиональная работа. Делал Отанди.

Шкура медведя. А вы можете выпить за один прием из такого рога?
Проделав все, что принято проделывать в абхазских апацхах (а в промежутках между тостами – фотосессию на скорую руку), мы направились к соседям.
– У них есть шкура белого тура, – пообещал нам Наварбей.

В большом красивом белом доме на балконе сушились перцы, на полу – орехи.


Здесь мы впервые увидели цалду – абхазский топорик, история о котором еще будет впереди.

Домики на «курьих ножках» - амбары и курятники, арбу, куда впрягают быков.
Потом посидели в гостиной этого красивого дома и поговорили с его хозяйкой о жизни, об абхазских обычаях, о том как и сейчас в этих местах крадут невест, и много еще о чем. Естественно, проделывая все, что принято проделывать в таких случаях в гостеприимных абхазских домах.
Потом мы поехали домой – в Мугудзырхву. Только сперва зашли к соседу Наварбея – мастеру Сатбею. Это лучший в Абхазии специалист по апацхам. Именно ему заказывал свою апацху Багапш. Кто бывал на осенних праздниках в Лыхны, тот знаком с его работами. Макеты-реконструкции абхазской традиционной усадьбы – его рук дело.
Продолжение следует