ВАУ!!! ТАМ ТААААКИЕ РОГА!!! По абхазским деревням

bacche

участник
#1
ПЕРВЫЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ТУР ПО АБХАЗСКИМ АПАЦХАМ

«Вдоль стены ряды мерцают
Турьих, выгнутых рогов».
Фазиль Искандер

По обычаю стены апацхи украшают охотничьими трофеями хозяина.

– Апацха – это где предки жили. Первый этаж как бы приемный зал был – гостей встречали…
… Стены плетеные, пол земляной, а через стенку была пристройка, где спали. Посреди дома – «оджах». Оджах – это огонь, «амхап» - это лопатка, чем варят мамалыгу. В любой момент мог придти гость – копченый сыр брался, копченое мясо бралося. Пока варилась мамалыга, хозяева накрывали на стол рядом с огнем, с очагом и пили вино. До утра сидели, разговаривали… (Из рассказа Гарика)

«Апацха – один из архаичных типов абхазского жилища - четырехугольная однокамерная постройка из плетня (рододендрон, лепидодендрон или орешник). Апацха - изначально жилое помещение, где жили, готовили, ели, спали и даже птицу бывало держали.»


Попали мы сюда совершенно случайно. Случайно Руслан оказался занят и попросил встретить нас своего родственника – Наварбея. В машине случайно зашел разговор о здешних горах, ястребиной охоте, об апацхах…
Но вот уже и Сухум. И уазик Робика ждет нас. И столько всего впереди…
А через несколько дней мы спустились с Гураба и счастливые и усталые были вообще не в состоянии двигать ногами. И тут позвонил Наварбей и предложил отвезти нас к родственникам в деревню – мы же хотели посмотреть на настоящую абхазскую апацху.
Маленькая, с залатанной крышей апацха была не примечательна ничем, кроме густого запаха изабеллы, свисающей на террасу.


Апацха, как апацха. Много их таких в абхазских деревнях… Сквозь раскрытые окна на стену упал свет:




– Хозяин пас стада на Дамхурце. Сами знаете, какие там места… Это туры – «аб» по-абхазски.












Это портрет самого охотника. Его уже нет в живых. «Отанди. Пейте на здоровье» – надписи вокруг изображения. Отанди – имя охотника, очень известное имя. Он – национальный герой Абхазии. В войну 92-93 годов многие десятки людей из России, из Чечни, и много еще откуда, направлялись в Абхазию воевать за ее независимость. Переходили границу через Дамхурцский перевал. Всех принимал у себя и кормил Отанди.


Рога у двери. На двери висит украшение – литой рельеф – охотничья собака с птицей в зубах. Абсолютно профессиональная работа. Делал Отанди.


Шкура медведя. А вы можете выпить за один прием из такого рога?
Проделав все, что принято проделывать в абхазских апацхах (а в промежутках между тостами – фотосессию на скорую руку), мы направились к соседям.
– У них есть шкура белого тура, – пообещал нам Наварбей.


В большом красивом белом доме на балконе сушились перцы, на полу – орехи.




Здесь мы впервые увидели цалду – абхазский топорик, история о котором еще будет впереди.


Домики на «курьих ножках» - амбары и курятники, арбу, куда впрягают быков.

Потом посидели в гостиной этого красивого дома и поговорили с его хозяйкой о жизни, об абхазских обычаях, о том как и сейчас в этих местах крадут невест, и много еще о чем. Естественно, проделывая все, что принято проделывать в таких случаях в гостеприимных абхазских домах.
Потом мы поехали домой – в Мугудзырхву. Только сперва зашли к соседу Наварбея – мастеру Сатбею. Это лучший в Абхазии специалист по апацхам. Именно ему заказывал свою апацху Багапш. Кто бывал на осенних праздниках в Лыхны, тот знаком с его работами. Макеты-реконструкции абхазской традиционной усадьбы – его рук дело.

Продолжение следует
 

bacche

участник
#6
А оленьи рога - браконьерские, из России или на рынке купил
Возле Дамхурца добыл. Туда действительно не всех пускают, но у него там родовые пастбища. Так что все законно, без браконьерства. А на охоту никогда специально не ходил - просто стада там пас.
 
Последнее редактирование:

bacche

участник
#7
В ДОМЕ САТБЕЯ


Отец Сатбея славился как мастер апацх. Это амбар его работы.


Апацху построил Сатбей.






Ружье – подарок президента за сделанную Сатбеем апацху.

Мы посмотрели, как изготовляют чачу. Потом эту самую чачу попробовали. Потом попробовали мачару. Такой мачары как у Сатбея мне еще нигде пробовать не доводилось! Потом попробовали вино… Потом еще чего-то долго пробовали…
Где только не носило нас в горах Абхазии. Мы продирались сквозь дебри Пшицы, переходили сбивающий с ног после прошедшего в верховьях дождя поток Джампала, мы преодолевали почти отвесные склоны Бзыбской теснины… Но всего тяжелее – объехать за один раз несколько абхазских апацх. На Гурабе было легче!
Веселый Сатбей предлагал не трудиться и остаться ночевать у него. Хотя его дом всего в нескольких шагах от дома Наварбея, предложение было актуально. Все же, собравшись с силами, мы добрели до Наварбеевых ворот…


В этом июле хотим вновь поездить по отдаленным абхазским деревням. Желающие присоединиться пишите.

Продолжение следует
 
А

Алсу-Айсель

Guest
#8
Очень содержательно и интересно!
Спасибо! Я как и все жду продолжения... после Ваших июльских путешествий.
 
#9
Возле Дамхурца добыл. Туда действительно не всех пускают, но у него там родовые пастбища. Так что все законно, без браконьерства. А на охоту никогда специально не ходил - просто стада там пас
Да знаю я эти места, ребята в заповедник бегают, благо перевалы не сложные. Вечером туда, а утром обратно с увесистыми рюкзачками. Видел добытчиков на фоне ночного неба. Сам от егерей ныкался, когда ходил по заповеднику. Только там и видел следы оленей и зубров.
В свое время был скандал, когда ребята выбили зубров в заповеднике (доставили вертолетом)и потом продавали из них шашлыки в Пицунде. Хотя может и забредали олени-самоубийцы на Дамхурц. Слишком шумное место Мзи -Авадхара-Дамхурц(один из самых ходячих перевалов, да и скот в тех местах активно выпасается). В других местах Абхазии про оленей и не слыхали.
 

bacche

участник
#13
________________________________________
ВТОРОЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ТУР ПО АБХАЗСКИМ АПАЦХАМ

Невзирая на трудности подобного рода мероприятий мы продолжили нашу деятельность по исследованию абхазских апацх. Место и на этот раз выбрали достаточно удаленное – на подъезде к селу дорогу нам перебежала бурая с толстым хвостом лисица…

Несколько слов о центре и сути апацхи – об арыхнышьне – очажной цепи.


Информация из сети:

Важное место в религии абхазов занимало почитание домашнего очага. Очаг служил местом проведения ритуальных действий, отмечавших наиболее значительные события жизни. У очага совершались церемонии, связанные с браком, рождением, смертью. Очаг почитался у абхазов не только как целое, но и каждая его часть представлялась священной:
изголовье ("ахы"– голова),
подножье ("ашьапы"– ноги)
и особенно цепь ("арыхнышьна").
Очажная цепь у абхазов считалась священной и передавалась из поколения в поколение.
У очага, держась за цепь, проклинали провинившихся и клялись в невиновности.
К очажной цепи прикасался человек, просящя защиты в данном доме.
Во время свадебного обряда вокруг очага обводили невесту.


Эти рога украшают апацху Заура снаружи.


Лопатки для мамалыги.


Очажная цепь и связки орехов. Из-под крыши свисает большой, закопченный, деревянный крюк.








Стена украшена медвежьей шкурой и рогами январских козлов.


Хозяйка дома Бебетина рассовала всем по карманам горсти орехов, и мы отправились дальше.


В плетеную стену удобно затыкать различный кухонный инструмент. Это «абхазский миксер». Работает без аккумуляторов, прост в эксплуатации и имеет неограниченный срок годности.


С балок апацхи Арцога свисают крюки такого размера, будто изготавливали их великаны.


Какой котел вешают на такой крюк?


Традиционное сентябрьское украшение.

Много мы еще видели разных апацх.
Вывод: в Абхазии, слава Всевышнему, апацх хватает. Маленьких и больших, старых и новых.
С кузницами оказалось сложнее. Неужели в Абхазии не осталось кузнецов?
Мы отправились на поиски.

Продолжение следует.
 
Последнее редактирование:

bacche

участник
#14
Господа модераторы, посоветуйте, пожалуйста, что сделать, чтобы в теме не пропадали фотографии.
 

LenKo

участник
#17
bacche, читаю уже второй Ваш отчет, и просто слов нет выразить, как все это интересно и захватывающе. Как будто Вы рассказываете о несуществующем в реальности мире... Спасибо большое!
 

bacche

участник
#18
LenKo

спасибо большое!

Как будто Вы рассказываете о несуществующем в реальности мире...
такое же ощущение и у меня. Поэтому хочется понять и показать этот мир, и если хватит возможностей сохранить его.
 
Сверху