Записки из моего дневника (избранное)

Тоже хорошо:grin:
что-то в этом году салют слабенький (наверное все деньги на мясо ушли), в 2012 был шикарный салют, даже в столицах такого не видела!
 

Юсин папа

родственник
У меня давно в коллекции есть старая фотография гагрского железнодорожного вокзала, найденная в сети. По её сюжету мне захотелось сделать фотосравнение. И я отправился на место, чтобы подобрать похожий ракурс.

Гагрский железнодорожный вокзал – одно из тех мест в городе, где я не был. Вернее был, но очень давно, ещё в юношеские годы. Хоть от тех поездок в памяти осталось много ярких впечатлений, но вот как ехали в поезде до Гагры и сам вокзал не помню. И это кажется мне сейчас странным, потому что отчетливо помню многие детали поездки: вот в суетливой толпе загружаемся в ПАЗик, едем из Гагры до Рыбзавода. Мы с другом сидим на одноместном кресле кондуктора, у задней двери, а его отец – стоя, у чемоданов. Сначала автобус битком, но постепенно все выходят, и с нами остаются ехать только несколько человек. Отец друга волнуется, спрашивает меня, когда выходить, и я внимательно гляжу в окно, вспоминая дорогу, по которой я уже приезжал в Пицунду за несколько лет до этого.

А ведь даже самому факту, что мы ехали в Пицунду именно из Гагры, я не придавал значения и потом вообще забыл. И только спустя много лет я с удивлением осознал, что место, где мы садились в ПАЗик - это был гагрский вокзал.

Возможно, так случилось потому, что города, как такового, в районе вокзала как бы и нет: это практически восточная граница Гагры. Видимо это тогда сбило меня с толку. В моём представлении городской вокзал должен находиться ближе к центру, и быть тесно встроен в городскую инфраструктуру. А здесь – только привокзальная площадь и сразу шоссе на Пицунду.

Объяснить такое месторасположение вокзала можно скорее всего вот как. Город тянется узкой полосой между морем и горами до района Новой Гагры, и на этом участке просто нет достаточно широкого места для расположения большого здания, площади и многочисленных разъездных путей. Дальше, где горы отступают, и береговая линия начинает расширяться, местность была заболочена вплоть до шестидесятых годов. Видимо, именно поэтому и сама насыпь железной дороги была проложена на более высоком ярусе, нежели шоссе. И только в месте, где начинается расширение Пицундской низменности, ветка железной дороги пересекает автомобильную дорогу и отходит от горы, чтобы ещё через пару километров разветвиться подъездными путями у вокзала.

Современная станция Гагра появилась в конце пятидесятых. Тогда в Абхазии шло активное курортное строительство. Из лечебного места в Старой Гагре (бывшей Климатической станции), да нескольких рыбацких и колхозных поселков курорт Гагра становился собственно городом.

Сейчас трудно представить, что в эти годы, когда практически всё черноморское побережье уже было освоено, а страна постепенно переходила с паровозной на электровозную тягу, железная дорога всего несколько лет, как впервые пришла в эти края. То ли значительные трудности по прокладке полотна и затратность проекта, то ли негласное сопротивление внутри самой Абхазии, не желающей менять привычный уклад жизни и всегда тяготеющей к некоторой обособленности, способствовали этому, но факт остается фактом: в годы первого бурного освоения Кавказа в начале XX века, а затем и в ударные годы первых пятилеток ветки Кубано-Черноморской и Закавказской железных дорог подошли к границам Абхазии с западной и восточной сторон, но так и оставались тупиковыми ещё много лет.


Фото с сайта С.Болашенко Сайт о железной дороге

Тему Черноморской железной дороги я недавно затрагивал в своём журнале, собрав в четырех частях материалы найденные в сети и услышанные из рассказов посвященных собеседников. Интересующиеся могут прочитать об этапах строительства, узнать интересные факты, связанные с Гагрой, и увидеть старые фото.

В заключении, совершив путешествие в историю по этапам строительства, хочу вернуться к тому, с чего началась для меня эта тема – к старому фото гагрского вокзала.

Год, когда был сделан этот снимок, в точности определить не удалось. Видимо, это самое начало 60-х, когда здание только было построено. Точка, с которой сделано фото, находится чуть выше привокзальной площади, у шоссе. Сейчас эту точку от объекта съемки отделяет полоса разросшихся деревьев и непроходимого кустарника. Несмотря на то, что этой весной заросли, как и во многих других местах в городе, серьезно причесали, всё же через них невозможно увидеть нужный ракурс. Поэтому пришлось снимать не сверху, от дороги, а из самих зарослей.


 
abkhaz, тут много нюансов. Ёлки) выше здания, уже перебивают. Ну и другие детали. Посмотри какие раньше фонари были аккуратные, а сейчас столб тоже выше крыши торчит) Всё же из деталей складывается.
Елки спилить, столбы заменить!
 

Ю.С.

корифей
Обычно вижу вокзал со стороны трассы - страшшшный... Да, ч/б фото - впечатляет, и....как все жааааалко....
 

Юсин папа

родственник
abkhaz, тут много нюансов. Ёлки) выше здания, уже перебивают. Ну и другие детали. Посмотри какие раньше фонари были аккуратные, а сейчас столб тоже выше крыши торчит) Всё же из деталей складывается.
Елки спилить, столбы заменить!
Наверное и Кирилл прав. Ведь на старом фото это здание только что построено. Хоть и черно-белое - все равно это чувствуется. А сейчас - облезлое и жалкое.
 
Последнее редактирование:

Юсин папа

родственник
Юсин папа, спасибо, очень интересно, почитала, но где расположен вокзал, так и не поняла, извиняюсь. Какие ориентиры в современной Гагре?
Ориентир - указатель у дороги.
Проезжаете весь город (в сторону Сухума) и после старой работающей заправки (на стороне горы) за изгибом дороги будет новый, но неработающий светофор и спуск направо к вокзалу. :)
 

neperech

единомышленник
ну наконец-то все фото доступны к просмотру..

одно и тоже здание, а на Ч\Б фото выглядит величавее
согласна с Кириллом
как будто даже не одно и тоже)
как будто сам воздух (дух) того времени преломляет в величавость

и спасибо за это :grin:
и за жж)
 
Юсин папа, спасибо! Ваши рассказы всегда очень интересные и содержательные, читаю и смотрю с удовольствием.
 

Юсин папа

родственник
Я приехал к вокзалу делать этот снимок около пяти вечера, и как раз в это время на перроне было достаточно оживленно. Люди ждали поезд на Москву. Достаточно часто подъезжали такси и привозили всё новых и новых пассажиров. Мне эта публика показалось довольно интересной, и я сделал несколько кадров до прибытия поезда, во время стоянки и после его отправления.

Несмотря на приближение вечера, было достаточно жарко, и никому не хотелось париться на перроне. Все тенистые места были заняты.

1.

2.

3.

С первыми признаками приближения поезда пассажиры ринулись на платформу.​

4.

5.

Собаки тоже вышли, следуя общему порыву, но поезд их не интересует.​

6.

7.

Этот человек с рацией видимо здесь главный. Он организует правильный прием пребывающего поезда.​

8.

Состав максимально длинный. На платформе умещается только-только.​

9.

10.

11.

Пассажиры заняли свои места. Пора!​

12.

13.

Кто-то уезжает, кто-то провожает.​

14.

15.

Теперь можно узнать, есть ли билетик на нужную дату.​

16.

Без суеты наменять денег для торговли в соседней палатке.​

17.

Попить можно бесплатно.​

18.

Здание вокзала обитаемо. Но пассажиров туда не пускают.​

19.

20.

21.

22.

Десять лет назад здесь было примерно также.​

23.

2003 год. Фото с сайта С. Болашенко

Позади вокзала есть Аллея любви. Говорят, вечером в сезон, здесь настолько многолюдно, что место для временной парковки нужно забивать заранее.​

24.

Кстати, обратили внимание: на фото №3 на заднем плане стоит мой велосипед? Так вот, на этом самом месте, тридцать лет назад...​

И "наш" ПАЗик на Пицунду стоит.​


25.

1983 год. Фото с сайта Алексея Сергеева.​


Сделав несколько десятков кадров и побродив ещё вокруг вокзала, я собрался уезжать. Поднявшись пешком вверх по дороге к шоссе, перед тем, как сесть на велосипед и отправиться домой, я оглянулся. Привокзальная площадь была пустынна. Словно и не было здесь всего полчаса назад толп людей, таксистов, шума, суеты. Старый вокзал опять погрузился в дрёму до утра, когда с подошедшего московского поезда сойдут пока ещё белокожие курортники. Но эта редкая здесь вокзальная суета, которую я успел застать, помогла мне, если не вспомнить, то хотя бы представить, как здесь было тогда, в середине 80-х, когда мы, шестнадцатилетние пацаны солнечным утром прибыли на этот самый вокзал, чтобы отправиться затем на автобусе в Пицунду. Тогда я этого вокзала практически не заметил…
 
Последнее редактирование:
Сверху