09.06.07.
Ночью разразилась гроза, поливал сильнейший ливень.
Утром пасмурная погода и дождь окончательно "похоронили" надежду попытаться сходить в направлении вершины Ахибаху -
хотя бы даже налегке, в "радиалке".
Сегодня пошёл уже 8-й день этого нашего похода.
Если дальше выжидать улучшение погоды и потом всё же отправиться к Ахибаху и далее спускаться, скажем, через Гудаутский перевал
(как первоначально задумывалось), то длительность похода явно станет больше 10 дней.
В этом случае пришлось бы растягивать продуктовую "раскладку" и неминуемо экономить на еде, что совсем нежелательно:
бродить полуголодными по горам в конце многодневного похода нам абсолютно не хотелось.
К тому же начала сказываться усталость - почти неделю уже ходим с приличной нагрузкой. и только вчера нечто вроде днёвки было.
Поэтому приняли решение заканчивать поход и попытаться "выйти в цивилизацию" по удобному для нас сейчас пути -
по долине реки Хипста.
В принципе, поход и так получился хороший - интересный, содержательный, вдоволь полазили по горам -
к чему, собственно говоря, мы и стремились.
Так что бог с ней, с Турецкой Шапкой - в следующий раз как-нибудь попытаемся сходить.
Долину реки Хипста никто из нас раньше не посещал, что нас там ждёт - могли только предполагать.
Судя по карте, из района перевала Япсх тропа ведёт в верховья реки Хипста, и далее вниз по долине этот путь выводит
в район селения Тванаарху Гудаутского района.
Как минимум 2 брода через Хипсту нам надо будет преодолеть. Но, может быть, там будут какие-то мостки: хотелось на это надеяться.
Приняв решение по погоде - мы, впрочем, сиюминутно выйти всё равно не могли из-за сильного дождя.
Позавтракав и почти собрав рюкзаки, сидели по палаткам, выжидая подходящий момент для выхода - паузу в дожде.
И такой момент наступил около 10:30.
Воспользовавшись прекращением дождя, выскочили из палаток и быстро свернули бивак.
В 10:55 начали движение от места последних двух ночёвок (отметка 2075 м).
Но сначала пошли не вниз, а вверх - поднялись по гребню на возвышение с отметкой 2122 м,
что находится между Южной и Северной седловинами перевала Япсх.
Именно с этого бугра мы позавчера наблюдали фрагменты вытаявшей спусковой тропы, уходящей по гребню отрога на юго-запад.
"Нащупав" нужную нам тропу вблизи травянистого бугра 2122 м, сразу же и двинулись вниз по ней.
На фото, сделанном позавчера (07.06) сверху, просматривается начальный участок траектории нашего спуска в долину реки Хипста:
Спуск до нижнего края "альпики" занял чуть более 1 часа, снега тут уже почти не было.
Отдохнув на границе леса (отметка 1770 м по высотомеру), в 12:20 возобновили движение.
Недалеко виднелся пастушеский балаган, в данный момент времени скот сюда ещё не загнали.
У входа в лес во множестве переплетающихся скотских натопов потеряли нужное нам продолжение спусковой тропы.
Пришлось вернуться несколько назад, к балагану - там мы и нашли нужную тропу.
Спускаемся по ней быстро, ориентируясь по зарубкам на деревьях - в целом тропа совпадает с показанной на карте ГШ.
В 13:50 передохнули в уже зелёном буковом лесу (отметка 1350 м). Пока неплохой темп выдерживаем.
Моросит мелкий дождь, он нам особо не мешает.
Уже во время следующей "ходки", перейдя на соседний лесистый контрфорс, выбрались к месту,
где начинается тракторная колея (отметка 1120 м) - судя по всему, в верховьях реки Хипста и сейчас ведётся заготовка леса.
Снизу слышится шум работающий бензопилы, а вскоре мы встретились и с лесорубами.
Молодые пареньки показали место переправы через Хипсту по могучему бревну (отметка 890 м по высотомеру),
и проводили до своих вагончиков.
Дождик к этому времени перестал, мы здесь - в лагере лесорубов - в 14:25 остановились на обед.
Воду греем уже на костре.
Нам сообщили, что к вечеру за лесом приедет машина, и можно будет подъехать вниз по долине.
Когда именно это будет - точно не известно, поэтому мы решили пройти дальше вниз пешком - вдруг найдём приемлемое место брода.
В 15:20 вышли из лагеря лесорубов вниз по лесовозной дороге. Прошли два крупных правых притока реки Хипста.
Дождя пока нет.
В 16:10 устроили короткий привал на третьем крупном правом притоке (отметка 590 м по высотомеру).
Из этого притока сравнительно недавно сошёл мощный сель, и вся пойма реки Хипста перекрыта селевыми отложениями.
По ним и накатана лесовозная дорога, несколько отличающаяся от показанного на топографических картах пути.
Затем спустились к броду через реку Хипста (отметка 540 м). Нам его не перейти - воды много, глубоко, очень сильное течение.
Что делать?
Заметили, что наезженная колея идёт не через этот брод, а ведёт куда-то ниже по широкой пойме.
Направились туда вниз по правому берегу.
На противоположном, левом, берегу видна другая дорога, дорожная техника, но моста нигде нет.
На фото, пожалуй, не удалось полностью передать всю жёсткость характера ревущего перед нами рукава реки Хипста:
(это место лесовозы объезжают правее по затвердевшим селевым наносам и речным рукавам)
Вскоре действительно снизу появился лесовоз - "Урал": машина-зверь!
Направляется за лесом на ту делянку, где мы были чуть ранее - водитель говорит, что через час будет ехать гружённым обратно,
и перевезёт нас через Хипсту.
С трудом пройдя под скальным прижимом, к 17:20 по колее подошли к самому нижнему броду (отметка 465 м по высотомеру).
Здесь пока и приостановились.
С тоской смотрим на устрашающий поток. Соваться пешком в набравшую мощь горную речку совершенно неблагоразумно.
Если вдруг появится непреодолимое желание утонуть, то лучшего места для этого не найти...
Но как-то ведь проезжают тут всё-таки лесовозы - уповаем только на это.
Сейчас не разгар лета, тем более не начало осени, когда воды в разы меньше и здесь можно переехать на УАЗике.
Ожидание машины подзатянулось.
Через час начался дождь, быстро перешедший в натуральный тропический ливень! Мы ещё целый час отсиживаемся под полиэтиленом.
После ливня и без того бешеная Хипста вздулась ещё больше, помутнела.
И тут сверху наконец-то подъехал гружённый до предела "Урал" (хлыстовоз).
Один человек у нас сел в кабину, а мы втроём залезли на стянутые металлическими тросами брёвна.
В 20:30 начали эпически незабываемое форсирование Хипсты.
Водитель въехал в поток не перпендикулярно, а под углом.
Всё равно в струе лесовоз бьёт со страшной силой, машина ходит ходуном.
Мы на брёвнах, словно ковбои на родео - только вместо поводьев вцепились в троса.
Вода хлещет чуть ли не через капот, кажется - хана! вот-вот поплывём...
Но "Урал" - есть "Урал": водитель газанул, и лесовоз выехал на левый берег.
Очень профессионально!
Счастливые, что целые и невредимые, мы сгружаемся на камни.
Водитель Эдик предлагает подвезти и дальше - однако прокатиться "с ветерком" верхом на брёвнах нам не очень улыбается.
Поблагодарив, решили остаться здесь - ночь на носу, надо искать место и становиться на бивак. "Урал" уехал в сторону Гудауты.
Однако на берегу не оказалось подходящего места - сплошные камни и косогор со скалками.
В 20:45 двинулись по левобережной дороге - надеемся, что дальше попадётся подходящее место для ночёвки.
В сумерках топаем по грязи, дорога начинает подъём и всё дальше отходит от реки.
Уже почти в темноте поднялись на широкую поляну, расположенную довольно высоко над берегом.
В 21:20 здесь, метрах в 30 от дороги, и стали спешно устраиваться на ночёвку (отметка 540 м по высотомеру).
Неподалёку нашлась вода - стекающая после дождя по лотку из леса.
Костёр палить нет возможности,ужин готовим на газе по палаткам - тем более что моросящий дождик так и не прекращается.
Участок маршрута 09.06.07, карта 1:100 000

Ночью разразилась гроза, поливал сильнейший ливень.
Утром пасмурная погода и дождь окончательно "похоронили" надежду попытаться сходить в направлении вершины Ахибаху -
хотя бы даже налегке, в "радиалке".
Сегодня пошёл уже 8-й день этого нашего похода.
Если дальше выжидать улучшение погоды и потом всё же отправиться к Ахибаху и далее спускаться, скажем, через Гудаутский перевал
(как первоначально задумывалось), то длительность похода явно станет больше 10 дней.
В этом случае пришлось бы растягивать продуктовую "раскладку" и неминуемо экономить на еде, что совсем нежелательно:
бродить полуголодными по горам в конце многодневного похода нам абсолютно не хотелось.
К тому же начала сказываться усталость - почти неделю уже ходим с приличной нагрузкой. и только вчера нечто вроде днёвки было.
Поэтому приняли решение заканчивать поход и попытаться "выйти в цивилизацию" по удобному для нас сейчас пути -
по долине реки Хипста.
В принципе, поход и так получился хороший - интересный, содержательный, вдоволь полазили по горам -
к чему, собственно говоря, мы и стремились.
Так что бог с ней, с Турецкой Шапкой - в следующий раз как-нибудь попытаемся сходить.
Долину реки Хипста никто из нас раньше не посещал, что нас там ждёт - могли только предполагать.
Судя по карте, из района перевала Япсх тропа ведёт в верховья реки Хипста, и далее вниз по долине этот путь выводит
в район селения Тванаарху Гудаутского района.
Как минимум 2 брода через Хипсту нам надо будет преодолеть. Но, может быть, там будут какие-то мостки: хотелось на это надеяться.
Приняв решение по погоде - мы, впрочем, сиюминутно выйти всё равно не могли из-за сильного дождя.
Позавтракав и почти собрав рюкзаки, сидели по палаткам, выжидая подходящий момент для выхода - паузу в дожде.
И такой момент наступил около 10:30.
Воспользовавшись прекращением дождя, выскочили из палаток и быстро свернули бивак.
В 10:55 начали движение от места последних двух ночёвок (отметка 2075 м).
Но сначала пошли не вниз, а вверх - поднялись по гребню на возвышение с отметкой 2122 м,
что находится между Южной и Северной седловинами перевала Япсх.
Именно с этого бугра мы позавчера наблюдали фрагменты вытаявшей спусковой тропы, уходящей по гребню отрога на юго-запад.
"Нащупав" нужную нам тропу вблизи травянистого бугра 2122 м, сразу же и двинулись вниз по ней.
На фото, сделанном позавчера (07.06) сверху, просматривается начальный участок траектории нашего спуска в долину реки Хипста:

Спуск до нижнего края "альпики" занял чуть более 1 часа, снега тут уже почти не было.
Отдохнув на границе леса (отметка 1770 м по высотомеру), в 12:20 возобновили движение.
Недалеко виднелся пастушеский балаган, в данный момент времени скот сюда ещё не загнали.
У входа в лес во множестве переплетающихся скотских натопов потеряли нужное нам продолжение спусковой тропы.
Пришлось вернуться несколько назад, к балагану - там мы и нашли нужную тропу.
Спускаемся по ней быстро, ориентируясь по зарубкам на деревьях - в целом тропа совпадает с показанной на карте ГШ.
В 13:50 передохнули в уже зелёном буковом лесу (отметка 1350 м). Пока неплохой темп выдерживаем.
Моросит мелкий дождь, он нам особо не мешает.
Уже во время следующей "ходки", перейдя на соседний лесистый контрфорс, выбрались к месту,
где начинается тракторная колея (отметка 1120 м) - судя по всему, в верховьях реки Хипста и сейчас ведётся заготовка леса.
Снизу слышится шум работающий бензопилы, а вскоре мы встретились и с лесорубами.
Молодые пареньки показали место переправы через Хипсту по могучему бревну (отметка 890 м по высотомеру),
и проводили до своих вагончиков.
Дождик к этому времени перестал, мы здесь - в лагере лесорубов - в 14:25 остановились на обед.
Воду греем уже на костре.
Нам сообщили, что к вечеру за лесом приедет машина, и можно будет подъехать вниз по долине.
Когда именно это будет - точно не известно, поэтому мы решили пройти дальше вниз пешком - вдруг найдём приемлемое место брода.
В 15:20 вышли из лагеря лесорубов вниз по лесовозной дороге. Прошли два крупных правых притока реки Хипста.
Дождя пока нет.
В 16:10 устроили короткий привал на третьем крупном правом притоке (отметка 590 м по высотомеру).
Из этого притока сравнительно недавно сошёл мощный сель, и вся пойма реки Хипста перекрыта селевыми отложениями.
По ним и накатана лесовозная дорога, несколько отличающаяся от показанного на топографических картах пути.
Затем спустились к броду через реку Хипста (отметка 540 м). Нам его не перейти - воды много, глубоко, очень сильное течение.
Что делать?
Заметили, что наезженная колея идёт не через этот брод, а ведёт куда-то ниже по широкой пойме.
Направились туда вниз по правому берегу.
На противоположном, левом, берегу видна другая дорога, дорожная техника, но моста нигде нет.
На фото, пожалуй, не удалось полностью передать всю жёсткость характера ревущего перед нами рукава реки Хипста:
(это место лесовозы объезжают правее по затвердевшим селевым наносам и речным рукавам)

Вскоре действительно снизу появился лесовоз - "Урал": машина-зверь!
Направляется за лесом на ту делянку, где мы были чуть ранее - водитель говорит, что через час будет ехать гружённым обратно,
и перевезёт нас через Хипсту.
С трудом пройдя под скальным прижимом, к 17:20 по колее подошли к самому нижнему броду (отметка 465 м по высотомеру).
Здесь пока и приостановились.
С тоской смотрим на устрашающий поток. Соваться пешком в набравшую мощь горную речку совершенно неблагоразумно.
Если вдруг появится непреодолимое желание утонуть, то лучшего места для этого не найти...
Но как-то ведь проезжают тут всё-таки лесовозы - уповаем только на это.
Сейчас не разгар лета, тем более не начало осени, когда воды в разы меньше и здесь можно переехать на УАЗике.
Ожидание машины подзатянулось.
Через час начался дождь, быстро перешедший в натуральный тропический ливень! Мы ещё целый час отсиживаемся под полиэтиленом.
После ливня и без того бешеная Хипста вздулась ещё больше, помутнела.
И тут сверху наконец-то подъехал гружённый до предела "Урал" (хлыстовоз).
Один человек у нас сел в кабину, а мы втроём залезли на стянутые металлическими тросами брёвна.
В 20:30 начали эпически незабываемое форсирование Хипсты.
Водитель въехал в поток не перпендикулярно, а под углом.
Всё равно в струе лесовоз бьёт со страшной силой, машина ходит ходуном.
Мы на брёвнах, словно ковбои на родео - только вместо поводьев вцепились в троса.
Вода хлещет чуть ли не через капот, кажется - хана! вот-вот поплывём...
Но "Урал" - есть "Урал": водитель газанул, и лесовоз выехал на левый берег.
Очень профессионально!
Счастливые, что целые и невредимые, мы сгружаемся на камни.
Водитель Эдик предлагает подвезти и дальше - однако прокатиться "с ветерком" верхом на брёвнах нам не очень улыбается.
Поблагодарив, решили остаться здесь - ночь на носу, надо искать место и становиться на бивак. "Урал" уехал в сторону Гудауты.
Однако на берегу не оказалось подходящего места - сплошные камни и косогор со скалками.
В 20:45 двинулись по левобережной дороге - надеемся, что дальше попадётся подходящее место для ночёвки.
В сумерках топаем по грязи, дорога начинает подъём и всё дальше отходит от реки.
Уже почти в темноте поднялись на широкую поляну, расположенную довольно высоко над берегом.
В 21:20 здесь, метрах в 30 от дороги, и стали спешно устраиваться на ночёвку (отметка 540 м по высотомеру).
Неподалёку нашлась вода - стекающая после дождя по лотку из леса.
Костёр палить нет возможности,ужин готовим на газе по палаткам - тем более что моросящий дождик так и не прекращается.
Участок маршрута 09.06.07, карта 1:100 000

Последнее редактирование: