Изучая сходство и различие между разными видами дрозофилы, ученые сосредоточили свое внимание на таком признаке, который генетики и систематики раньше в расчет не принимали - на форме мушиного фаллоса.
Строго говоря, этот подход нельзя считать абсолютно новым. При описании новых видов растений систематики всегда обращают внимание на строение их половых органов - тычинок и пестиков. Фаллос насекомых можно уподобить тычинкам растений, поэтому исследования московских ученых представляют собой попытку использовать ботанический подход в области систематики животных.
Обычно энтомологи описывают половые органы самцов, но их описание, по мнению эволюционистов, чисто визуальное и дает расплывчатую картину. Существует много способов различить даже очень похожие виды насекомых, так называемые виды-двойники: по жилкованию крыльев, по последовательностям определенных белков и нуклеиновых кислот. Однако влюбленным в свой объект исследователям нравятся более осязаемые признаки, самым нарочитым из которых они считают форму фаллоса насекомых. Московские ученые предприняли небывалые исследования - проанализировали количественные различия по форме фаллоса у видов двойников дрозофилы.
Прежде всего ученые с точностью до десятитысячных долей миллиметра определили линейные размеры фаллической части у мух каждого изучаемого вида. Затем на изображение органа в профиль исследователи наносили координатную сетку, позволяющую достаточно полно описать его форму. Ученые провели множество измерений и выявили более 30 характерных признаков фаллоса, длина которого не превышает 0,2 мм. К таким признакам относятся, например, связь положения наивысшей точки фаллической части и длины гонитов; обратная зависимость кривизны подошвы дистальной части фаллоса и положения наивысшей точки фаллической части, с одной стороны, и величины вертикального промера дистальной части фаллоса - с другой; высота шипа; соотношение кривизны передней части фаллоса над шипом и длины шипа. Перечисленные признаки, а также некоторые другие исследователи считают "горячими точками" в ходе эволюции органа.
Ученые удовлетворены полученным результатом; их не смущает, что эволюционное древо дрозофилы, построенное на основании сравнительных исследований формы фаллоса, отличается от построений большинства других систематиков. Теперь исследователи собираются выяснять, какие гены определяют развитие данного органа.
Естественно, фаллос дрозофилы более заметен, чем какая-нибудь молекула. Однако не исключено, что энтомологи откажутся брать новый признак на вооружение и предпочтут традиционное расплывчатое описание. Дело в том, что проводить определение вида по форме фаллоса не легче, чем определять белковый полиморфизм. Для этого нужны электронный микроскоп и специальное оборудование для приготовления препаратов. Кроме того, ученые, среди которых, кстати, нет ни одной женщины, не располагают рекомендациями по определению видовой принадлежности самок. Скорее всего, их восторженные отзывы о новом способе определения вида можно объяснять мужским шовинизмом.