Вместо послесловия к прошлогодней поездке
Прошлым летом мы всем семейством побывали на Домбае, в этом – увидели те же горы с обратной стороны. Я очень надеюсь, что через год нам удастся соединить Северный и Южный приюты: пройти через Клухорский перевал по некогда очень популярному маршруту из Домбая в Абхазию.
Мечты остаются мечтами. А пока «верхи» решают, восстанавливать ли Военно-Сухумскую дорогу, «низы» ищут другие пути. Желание пройти по горам и выйти к Черному морю привело меня в этом году в
турфирму «СВ-Астур», которая несколько лет назад восстановила знаменитую
«тридцатку». В советские времена существовал такой Всесоюзный маршрут № 30 из Майкопа через плато Лаго-Наки, мимо Оштена и Фишта, через перевалы в Дагомыс.
По правде говоря, неподготовленному человеку маршрут легким не покажется. У меня были некоторые сомнения в отношении детей, но к счастью, они показали себя с лучшей стороны. Девчонки весь маршрут прошли в первых рядах, мы с женой видели их только на привалах. Младший (ему тогда еще не исполнилось 10 лет), правда, иногда немного поскуливал, но, как мне кажется, скорее не от усталости, а от некоторой монотонности и однообразия: идешь и идешь. Когда я оформлял путевку, инструктор меня предупреждал, что такими походами можно отбить у малолетних детей (в «тридцатку» не берут детей моложе 12-и лет) всякое желание ходить в горы: не всякому понравятся длительные переходы, тяжелые рюкзаки, дождь и ветер в лицо, мокрые ботинки. Опасения оказались напрасными. Ребята отлично адоптировались к походной жизни. Если нам с женой к концу дня хотелось спокойствия и некоего уюта, то им такая жизнь была в диковинку: ночевки в приютах, на нарах в больших палатках по нескольку человек, возможность до ночи болтать у костра, рассказывать страшные истории. К вечером у них открывалось второе дыхание, и они шли играть в волейбол, футбол, развлекались как могли.
Итак, глубокой ночью прибываем на турбазу в окрестностях Майкопа, а утром уже идем в первый тренировочный поход в каньон реки Белой, в Хаджохскую теснину. Два следующих дня также проходят в походах по окрестным местам: ущелье и водопады Руфабго, ущелье Мешоко, стоянка неандертальцев.
На четвертый день выходим на маршрут. Первый день пути – 18 км, перепад высот – 400 метров, плато Лаго-Наки, четыре перевала, альпийские луга, снежники, горы Оштен и Фишт, тяжесть рюкзака, ветер в ушах. Самый напряженный и самый сильный по впечатлениям день похода. Во второй половине дня накрывает сильный дождь. Тропа под ногами превращается в рыжий поток, скользим и еле держимся на склоне. Накидка более-менее укрывает рюкзак и тело от дождя, но ботинки промокают насквозь. К приюту «Фишт» спускаемся никакими.
Второй день – дневка в приюте «Фишт» и радиалка на Малый фиштинский ледник. После «ужасов» предыдущего дня, думал, что в «факультативный» поход не выйдет половина группы. Вышли все!
Третий день – 22 км, два перевала, буковые леса, «веселый» спуск, помывка в горной реке, ночевка в приюте «Бабук-аул». Веселым спуск стали называть с тех пор, когда туристы ходили в горы в кедах. Удержаться на ногах в дождливую погоду на скользком склоне было практически невозможно. В результате добрая часть спуска преодолевалась на «пятой точке»: мокро, грязно, но весело. Отсюда и название.
Четвертый день – 24 км по субтропическим лесам в долине реки Шахе. Снова дождь. Вечером подведение итогов похода, вручение всем участникам «государственной награды» – значка «Турист России», прощальный ужин и на следующий день – здравствуй, Новый Афон!
Несколько фоток:
http://fotki.yandex.ru/users/GoshaL/album/102718
Хороший, интересный маршрут. Но если сравнивать природу «тридцатки» с Кодорским ущельем, то в этом «тридцатка», конечно, проигрывает. Такой красоты, какую можно встретить в Кодоре, нет, наверное, больше нигде.