В междуречье Западной и Восточной Гумисты.

#1
Жизненные обстоятельства и условия под окончание походного сезона 2025 года сложились так,
что в начале октября выдалось только 4 - 5 свободных дней.
Куда-то в высокогорье на такой срок отправляться нет смысла.
Другое дело - съездить в более низкие горы Абхазии,
и где в это время года ещё достаточно комфортно по температуре и днём, и ночью.

Хотя и в Абхазии на 4 - 5 дней тоже не особо куда разгонишься,
но всё-таки непродолжительный походик осуществить можно:
конечно, полноценно попутешествовать по "альпике" в отведённое время вряд ли удастся,
а вот за счёт коротких подъездов - подходов побродить в лесной зоне вполне реально.
И такие интересные для меня места в Абхазии есть:
например, горная цепь невысоких лесистых вершин в междуречье Западной и Восточной Гумисты,
куда я и отправился 1 октября.
 
#2
01.10.25.

Была сначала мысль заехать на территорию Абхазии на электричке -
хотя бы ради интереса, тем более что ни разу таким образом туда не добирался (в послесоветское время).
Посмотрел в интернете расписание - вроде бы подходяще.
Но потом решил заезжать всё-таки проверенным многократно способом.

1 октября в 10:10 выгрузился на ж.д.-вокзале в Адлере,
и с привокзальной площади автобусом № 558 переехал к 11:10 на площадку непосредственно перед КПП Псоу.
Как и ожидалось, очереди на терминале были, но совсем небольшие - по 4 - 5 человек:
с сентябрьскими и тем более летними очередями не сравнить!
В 11:30 ступил на территорию Абхазии,
а в 11:50 на микроавтобусе Mercedes уже выехал в Сухум.
Проезд стоит 400 рублей, плюс багаж 50 рублей - "за портфель", как сказал водитель (то есть имелся ввиду рюкзак).

В Сухум к привокзальной площади приехали в 13:35.
Пробыл я тут не более 10 минут.
Практически сразу договорился с частником отвезти меня в Каман.
Осенью 2018 года мы туда уже ездили на такси от вокзала -
повествование о том походе я размещал на данном форуме, но оно осталось в разделе "Отчёты" (сейчас недоступен ?) -
и тогда с нас взяли 1500 руб.
Сейчас просят 2000.
Ладно, поехали - времени и так немного в распоряжении, перебирать нет резона.
 
#3
В 14:25 меня высадили за железным мостом через р.Восточная Гумиста (отметка 108 м над ур. моря),
немного не доезжая до Каман, но мне, собственно говоря, туда и не надо.
7 лет назад мы здесь начинали и заканчивали пешеходную часть маршрута,
и тогда встретили тут пользователя и тоже любителя горных путешествий Волнушку.

Мост через р.Восточная Гумиста, вид с левого берега на правый:

01.JPG

Вот на правой стороне, чуть выше по течению от края моста, на живописном и пока не занятом бережку я устроился на обед.
В 15:40 выход от места обеда, начало пешеходной части маршрута.
За мостом - развилка: налево к святым местам в Каман ведёт ныне заасфальтированная дорога.
Мой же путь лежит наискосок вверх по гравийной, но хорошо укатанной и не пыльной дороге.

Постепенно набираю высоту.
Приближался к меридиану с целым значением долготы (41° 00,000 ꞌ вост. долготы), но так и не пересёк, а потом стал отдаляться.
За 2 "ходки" добрался до развилки с отметкой 364 м.
Налево вниз уходит более наезженная дорога в долину р.Западная Гумиста, к СухумГЭС 2-й участок:
в 2018 году мы по ней и ушли, имея целью сначала дойти ло перевала Доу.
Но сейчас я повернул направо - в направлении СухумГЭС 1-й участок на р.Восточная Гумиста -
этим путём выбираются, например, на Дзыхву или пер.Химса.
Я же вообще в междуречье севернее этой развилки не ходил,
и побывать там интересно - чем, в общем-то, и обусловлен выбор маршрута.

За развилкой в начале нужного мне пути установлен шит-транспарант,
справа виден фрагмент дороги:

02.JPG

В данном походе не следует упускать из виду две основополагающие вещи:
- поход будет проходить "по верхам" в сложенных известняками горах, и поэтому с водой будет "напряжёнка";
- октябрь уже наступил, продолжительность дня не то что летом, и темнеть будет рано.

Первый вопрос я решил - несу с собой воды 1,5 л: на ночёвку (ужин + завтрак) мне хватит,
и поэтому могу останавливаться на бивак в любом подходящем месте.
Другое дело - что удобного места к концу светлого времени на пути может и не встретиться:
всё-таки горный рельеф кругом, на протяжении 2 км от развилки так и оказалось:
вверх и вниз от дороги простираются крутые склоны, палатку ставить негде.
Кстати, вода на пути попалась: примерно на уровне 400 м журчит за обочиной ручеёк,
но он затоптан и сильно загажен пасущимся скотом, и брать там воду не стоит.

В 18:00 начали сгущаться сумерки, и к 18:30 уже почти темно.
Однако я успел к этому времени найти подходящую площадку на полянке над дорогой
и остановился там на ночёвку (отметка 452 м по GPS).
Хотя заканчивать установку бивака пришлось уже при свете фонарика.
Нередко площадку нужно расчищать - от камней, веток, хвороста, колючек и т.п.,
здесь же на полянке растут яблони, и расчищать площадку пришлось от упавших яблочек - они тут чуть ли не ковром лежали.
Днём было довольно тепло, но здесь сыро, и к вечеру стало заметно прохладно.
После 19:55 начинаю готовить ужин, воду грею на газовой горелке.
Атмосферное давление здесь 721,00 мм рт. столба.

Участок пути 01.10.25, карта 1 : 50.000

03.jpg
 
Последнее редактирование:
#4
02.10.25.

Подъём в 6:30.
Атмосферное давление - 720,95 мм рт. столба.
Практически не изменилось со вчерашнего вечера; погода такая - облачно, ветра нет:
так что толком не понятно, какие погодные условия будут в течение дня.
Начало движения, после сборов и завтрака - 8:20.

На фрагменте карты из предыдущего поста # 3, где показан вчерашний участок пути - видно,
что немногим севернее места бивака находятся кварталы некоего населённого пункта.
На самом деле сейчас никакого населённого пункта там нет -
это на карте осталось отображённым бывшее село Ахалшени,
но покинутое жителями после известных событий в 90-х годах.

У этого села раньше было и другое название - Андреевка (в середине ХХ века),
а в начале ХХ века оно и вовсе так и называлось - Андреевское (нижний картографический фрагмент взят с карты 1901 - 1902 гг.).
Я, можно сказать, почти на окраине этого бывшего села ночевал
(место бивака примерно показано красным кружком):

01 - копия.jpg

02 - копия.jpg

По улицам бывшего села, придерживаясь наезженной колеи, прошагал около 1 километра.
Обитаемых домов нигде не видел,
да и вообще только 1 постройка попалась на глаза - и то вся в зарослях, имела явно нежилой вид.
Природа быстро затягивает брошенное жильё буйной растительностью,
а чайные плантации покрылись непролазными кущами сплетённых папоротника и колючих кустарников.
Иногда впечатление такое, что идёшь не по селу, а уже просто по южному абхазскому лесу.

Что за цветочки красивые такие попадались на глаза?
Что-то из дикорастущих я таких не припоминаю.
Может, это какие-то бывшие культурные (декоративные) растения сохранились
и разрослись уже после того, как село было покинуто ?

03 - копия.JPG
 
#5
За северо-восточной окраиной бывшего села (отметка 496 м по GPS) ева и справа
дорога полого пошла на спуск наискосок по крутому лесистому склону -
до седловины с отметкой 440 м.
Затем опять начинается затяжной пологий подъём сначала в северном, затем в северо-западном направлении.
Судя по карте, здесь расположено небольшое село Гума -
и разительная картина по сравнению с Ахалшени / Андреевское:
слева и справа от дороги тянутся обихоженные участки с сохранившимися домиками,
некоторые обновлены с применением современных строительных материалов.
Да, возможно, постоянно тут люди сейчас не живут - дома используются в основном как пасеки или дачи.

Около 10:30 проследовал хорошо читаемую на современных картах дорожную развилку (отметка 550 м).
Налево, примерно по середине лесных склонов, уходит на север дорога,
имеющая очень мало наезженный вид - возможно, где-то дальше эта дорога разрушена и прерывается,
поэтому по ней и ездят мало.
Я же начинаю подъём по дорожному серпантину.

Выше на этом участке имеют место элементы рельефа, почему-то не отображённые на современных топографических картах,
как и на ресурсах типа OSM, OTM, mapy.cz tourist и т.п. - тоже, но в реальности имеющих место.
Например, не указано урочище Апра и, как мне подсказали товарищи - одноименная лесная вершина в южном отроге г.Отоюш.
Сама г.Отоюш (941 м) - показана, а вершина в её южном отроге - нет.
Более того, рельеф прорисован так, что можно подумать: никакой вершины там нет.
Однако на более ранних картах рельеф показан по-другому и название "Апра" приводится -
как на той же "царской" карте 1901 - 1902 г. (стрелочкой обозначена небольшая вершина в южном отроге г.Отоюш):

05 - копия.jpg

Вот туда-то я и собрался сейчас совершить короткую "радиалку",
и заодно посмотреть что там к чему.

В 13:00 добрался до перегиба дороги с отметкой 801 м (по GPS) -
там, где дорожное полотно выходит непосредственно на гребень водораздела между Западной и Восточной Гумиста.
В кустах за дорогой оставил рюкзак, и налегке отправился в южном направлении.
Заросший лесистый гребень узкий, местами острый, но по нему проложена не особо натоптанная тропка;
на восточную сторону вниз уходят очень крутые склоны, западные склоны поположе.
Идти тут недалеко, сначала непродолжительный спуск, затем проследовал 2 седловины с отметками 762 и 761 м,
и от последней короткий, но довольно крутой взлёт гребня с несложными скалками.

В 13:15 вышел на залесённую крутобокую вершину с отметкой 789 м - опять-таки определено по GPS.
На плоской вершинной площадке выкопана яма.
От перегиба 801 м, где оставил рюкзак, сместился на 373 м к юго-юго-западу.
Долго тут не задержался: сделал измерения, перевёл дух, фотографировать тут особо нечего - и отправился в обратный путь.
В 13:30 вернулся к рюкзаку у отметки 801 м.

Необозначенные отметки применительно к современной картографии:

04 - копия.jpg
 

Alter

старожил
#6
Вернувшись из недлительной "радиалки" на вершину 789 м - к отметке 801 м,
сразу же взвалил рюкзак и двинулся дальше по дороге,
которая перешла на восточный склон водораздельного хребта.
Сначала небольшой пологий подъём на север до отметки 808 м, затем дорога поворачивает на восток.
Там и наткнулся на родник в 2 метрах выше дороги (отметка 802 м), ручеёк из которого течёт через дорогу в Восточную Гумисту.
В здешних известняковых породах, да ещё на такой высоте - это как подарок судьбы !
Значимое место, координаты по GPS
N - 43° 08,399ꞌ
E - 41° 01,959ꞌ

Время уже далеко за полдень, и я, особо не раздумывая, в 13:55 остановился неподалёку от родника на обед (отметка 805 м),
в 135 м к северо-востоку:

02.jpg

Родничок не особо мощный, но вода чистая, холодная - скот здесь не пасётся, родник не затоптанный.
Рядом, с северной стороны над дорогой, на небольшой полянке, обнаружился импровизированный столик с лавочками -
видимо, раньше тут был балаган и обитали лесорубы или охотники.
Вот за этим столиком я и расположился на обед.
От места бивака сместился на 3,18 км к северо-востоку.

Между 12:00 и 13:00 пару раз спрыскивал слабый дождик,
но потом погода стала улучшаться, облачка расходятся.
Место обеда за столиком, внизу видна дорога на СухумГЭС 1-й участок,
родник справа за рамкой кадра:

01.JPG
 

Alter

старожил
#7
Благодаря обнаруживанию родника планы у меня несколько изменились.
Первоначально я думал пройти в сторону СухумГЭС 1-й участок - дорога идёт на спуск,
и где-нибудь по пути должна быть вода.
Это, правда, влекло некоторый сброс набранной высоты и затем удлинение пути уже обратно на подъём.
Теперь же, из-за наличия воды в роднике, ситуация изменилась.
Я в последние годы, когда намечается ночёвка в безводной местности, прибегаю к приёму,
когда воду в таких случаях несу с собой от места обеда или какого-то другого источника загодя до предполагаемого бивака.
Так, кстати говоря, было уже и в этом походе, когда на место первой ночёвки я подошёл со своей принесённой водой.
Практика показывает, что 2,5 литра хватает на 2 ночёвки, при некоторой экономии, конечно - и даже на обед между ночёвками остаётся.

Вот и сейчас - набрал все баклажки (2,5 л), понесу с собой, тут уже до следующего бивака немного времени осталось.
В 15:25 возобновил движение от места обеда.
С дороги на СухумГЭС 1-й участок сошёл - влево (на север) ответвляется старая колея, обходящая с востока массив г.Отоюш (941 м).
По ней поднялся до площадки на старой вырубке (отметка 863 м).
Поскольку погода налаживается и время ещё есть, решил сходить в ещё одну "радиалку" - на вершину г.Отоюш:
интересно посмотреть, что там.

Оставив рюкзак в кустах, налегке двинулся вверх в лоб по склону на северо-запад - и вскоре пожалел об этом выбранном пути.
Более/менее чистый лес вскоре закончился, старая вырубка оплетена ежевикой и папоротником -
пока добрался до лесистого гребня, поматериться пришлось, конечно.
На гребне выходы известняковых скал. Какой-то полусгнивший деревянный крест попался на пути, без опознавательных знаков.
Под гребнем в одном месте - старая каменная кладка: на ацангуару непохоже, может быть - редут или крепостица
Заросли жуткие. Но по гребню есть тропка - не ожидал, что кто-то тут ещё ходит.
В 13:55 добрался до вершины. От соседней г.Апра, где был до обеда - 859 м к северу.

03.jpg

Спускаться по пути подъёма по заросшей вырубке я не решился.
Отследил гребневую тропку в восточном направлении - она технично обходит крутой скальный участок,
и выводит на гребневую лесную дорогу в 145 м к северу от места, где оставил рюкзак.
К нему вернулся уже по старой давно не езженной колее в 16:25.
Затем продолжил движение уже по старой дороге по водораздельному гребню в общем северо-восточном направлении.

Дорога проложена очень технично - следующую вершину с отметкой 957 м обходит с запада на уровне примерно 870 - 880 м.
Хотя на этом участке дорога не показана - якобы ведёт по гребню через вершину, но на самом деле это не так.
Обойдя вершинный массив, колея поднимается точно на следующую седловину с отметкой 917 м.
Время уже около 18:00, и пора становиться на ночёвку.
Однако близ седловины удобного места нет - узкий заросший гребень, в обе стороны крутые нисходящие склоны.
Но, чуть вернувшись от седловины уже по гребню на юг, нашёл подходящее место -
уширение гребня, чистый буковый лес.
Здесь в 17:55 и остановился на бивак (отметка 921 м).

Поставил палатку в буковом лесу:

04.JPG

От седловины 917 м сместился по гребню на 75 метров к югу.
Всего от места предыдущего бивака отдалился на 5,01 км к северо-северо-востоку.
Светлое время на исходе, наблюдаю закат.
К 18:25 палатка стоит, до 18:45 раскладываю вещи.
Резко сгустились сумерки.

После сегодняшнего перехода что-то подустал, надо бы полежать в палатке.
Пока отдыхал, совсем стемнело.
Вечером погода нормализовалась окончательно: небо прочистилось, ветра нет, довольно тепло.
После 20:15 начинаю готовить ужин, вода у меня есть: грею на газе, костёр палить не стал.
Делать особо нечего, побеседовать не с кем, и уже в 21:00 стал укладываться спать.
Атмосферное давление здесь составляет 681,03 мм рт. столба.

Участок пути 02.10.25, карта 1 : 50.000

05.jpg
 
Сверху