ABHAZIA is CALLING...

#1
Всем здрасте...
Я впервые на этом ресурсе решил оставить от себя пару строк...
На протяжении нескольких лет был только читателем, а свои скромные "творения" публиковал на другом сайте...


Впервые я побывал в Абхазии в 2012 году, но свой рассказ начну с сезона 2014...
И если моё творчество найдет здесь своих читателей, вернусь и к дневнику первого знакомства с Апсны.

Итак, Октябрь 2014. Абхазия.

• • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • ПРОЛОГ • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • •​

Для начала работы над рассказом о двух неделях приключений в Абхазии-2014, мне потребовалось значительно больше времени, чем я предполагал. Незаметно прошли многие месяцы, прежде чем я решил в каком виде будет моё новое повествование и узнал среди друзей и просто объективных читателей, какую оценку заслуживает мой первый опыт описания знакомства с Абхазией в 2012 году.
Мой рассказ для тех, кто не боится «много букв» и любит путешествовать, открывая новые пути, места и самого себя…


Вырваться на две недели в другой мир, из холода приближающейся зимы в тепло по-настоящему летних дней было очень не просто… До последнего момента практически с боем решались все неотложные дела и вопросы, но поздним вечером девятнадцатого октября бортовой одометр привычно начал отсчет первых километров новой поездки в страну души…
В машине нас всего двое: я и мой друг Дима. Для экономии времени в пути, решили исходя из состояния усталости, меняться за рулем, т.к. до Сухума – столицы Абхазии, планировали ехать без остановок на отдых. Первые полторы тысячи километров погода и дорожные условия откровенно издевались над нами и всеми, кому «посчастливилось» в это время сесть за руль. Сначала сильный снегопад, а после Москвы штормовой ветер не давали получать удовольствие от поездки. Обгон фур на трассе при сильных порывах ветра развлечение ещё то… Машину постоянно приходится ловить и часто видеть, что случается с теми, у кого это не получилось… Аварий много, местами разделительный отбойник искорежен десятками метров. Трасса «Дон» и сильный ветер забрали у нас много сил и времени, но ближе к ночи в понедельник двадцатого октября мы оставили позади себя поселок Джубга и взяли курс на Сочи.
Учитывая мой опыт первой поездки по маршруту Джубга – Сочи, для серпантина было принято решение использовать ночное время, и благодаря моей «отставке» из-за руля «Патриота» только в Ростове-на-Дону, у Димы были силы продолжить наш автопробег, что сильно экономило наше время в пути. В Сочи быстро и без происшествий добрались глубокой ночью. А дальше мы почти три часа блуждали по городу в поисках банкомата ВТБ24, питая надежду, что навигатор нам поможет… Сочи-Адлер, Адлер-Сочи, на улицах ни души, мы устали ездить туда-сюда несколько раз по одному и тому же месту с фразой «мы вроде бы здесь уже были». Туннели, которые быстро надоели и получили у нас прозвище «трубы», ассоциируясь с фразеологизмом «всё в трубу». Кстати, в ночное время они просто убивают глаза очень сильным и жестким освещением. Удивляли забавные газоны зеленой травы с зеленой же подсветкой, наверно, для глубины цвета и лучшего восприятия, да ещё обилие в основном однообразного архитектурного освещения, которое сливается в один общий световой поток…
За всю дорогу от Ростова-на-Дону до границы с Абхазией я так и не смог поспать – не могу уснуть в машине. Сутки в пути и двое суток без сна давали о себе знать и потому утром, покидая Адлер, мы решили найти время на отдых перед последним отрезком маршрута Рыбинск — Сухум. Между Адлером и пограничным постом «Псоу» не более 8 км, но эти 10-15 минут дороги отсутствуют в моей памяти: я всё-таки неожиданно отключился, как электрический «автомат» в квартире… Дима вернул меня в реальность на границе. Возвращение было тяжелым, но быстрым. Мне предстояло пройти таможенный контроль на машине как всегда в одиночку. Странно, но каких-то 15 минут сна мне хватило, чтобы я снова был готов продолжить путь за рулем по Абхазии. Совместно оценив состояние экипажа как вполне нормальное и даже боевое, было принято решение покорить последние сто с копейками километров до пункта назначения без промедления.
Абхазия встретила нас теплым солнечным утром, а мы ощутили неожиданный прилив энергии, словно и не было никакой дороги более чем в две тысячи километров.
Украсив УАЗ «Патриот» по предварительной задумке флажками «DRIVE2.RU Рыбинск» мы отправились на встречу к другу, с чего и начался наш отдых в Апсны – «стране души»…


ПОДНЯТЬ ПАРУСА :boat:


• • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • ВКУС ЖИЗНИ • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • •​

Долгожданная встреча.

Всю дорогу до Сухума мы проехали очень весело: красные с белым флажки приковывали внимание многих встречных и особенно сотрудников ГАИ на стационарных постах, которых на основной абхазской трассе довольно много. Остановить нас традиционно никто не решился и в Сухум мы прибыли без приключений. Первым делом нужно было решить вопрос с сотовой связью, что мы и сделали, купив сим-карту одного из двух местных операторов. Ну а дальше звонок моему другу Паше, теплая встреча и сопровождение нас к месту нашего проживания на весь срок пребывания в Абхазии.
Павел поселил нас в большой и уютный дом рядом с морем.


КАК ДОМА!

Хозяйка дома — девушка по имени Светлана приняла нас с радушием, мы быстро нашли общий язык и подружились. Впоследствии практически ни одно мероприятие не проходило без её участия. В доме имелись все основные блага цивилизации в полном нашем распоряжении, а для «Патриота» нашелся даже персональный гараж, хоть и тесноватый, но надежный и уютный.


ВЛЕЗЛИ!

Все время, что мы были в доме между экскурсиями и походами, скучать нам не давал маленький непоседа Сережка – сын Светланы. Вечерами быстро стало традицией игра в карты под отличное домашнее виноградное вино Молдова, которое мы пили из красивых фужеров, а в качестве постоянных атрибутов наших посиделок были мандарины и фейхоа родом из домашнего сада Светланы. Часто наши заседания продолжались до глубокой ночи в теплой дружеской атмосфере с ощущением умиротворения и возрастающего вкуса жизни…
Одни знакомые в прошлом люди такие моменты называли словом «душевненько»…
Всю вторую половину дня решено было выделить на обслуживание «Патриота». Для начала съездили и отбалансировали колеса, которые по дороге в Абхазию не раз намекали на серьезный дисбаланс из-за кривых рук слесаря одного автосервиса в нашем городе. Затем заменили масло в переднем мосту и в качестве развлечения проверили работоспособность полного привода на берегу моря. Закончился наш первый день в стране души обзорной поездкой по Сухуму и походом в магазин за продуктами.
Отдельным развлечением было поставить в первый раз «Патриот» на ночь в гараж. Получилось это у нас далеко не с первой попытки по причине обязательной программы из целой серии маневров а-ля «слон в посудной лавке». Но уже на третий вечер процесс заезда-выезда в гараж был отработан до автоматизма и выполнялся водителем без посторонней помощи.

Тренировочный день.

Третьи сутки без отдыха сделали своё коварное дело, и после ужина для меня и Димы совершенно неожиданно наступило утро…
На следующий день было решено ради адаптации и акклиматизации, прокатиться до заброшенной олимпийской базы, где я уже бывал раньше, погулять на её территории, осмотреть частично разрушенный спортивный комплекс и поснимать с высоты главного корпуса красивые виды Сухума на фоне белых шапок гор и голубого неба.


Главный корпус спортивной базы




Сухум - столица Абхазии




Забраться на самый верх «олимпийской» высотки с камерами и штативом дело не самое простое. Это занятие позволяет почувствовать легкий экстрим и войти во вкус перед запланированными походами, которые, как правило, будут содержать элементы далеко не легкого экстрима, особенно если у человека присутствует боязнь высоты. Получив порцию адреналина, гуляя в поисках хороших кадров по узким бетонным перекрытиям над крышей основного корпуса, пора было возвращаться на обед, который у нас чаще всего был в уютной армянской столовой, которую рекомендовала нам Света. От полноценного обеда в этом заведении с отличным соотношением цена-качество можно было лопнуть. Сытые и довольные в компании Светы и Сережки мы взяли курс на Шакуран в надежде успеть добраться до каскада водопадов засветло. Мало того, что в сумерках на Шакуране делать нечего, так ещё и сама прогулка может превратиться в довольно экстремальное «развлечение» особенно, если в компании есть дети. За исключением Димы наш экипаж уже бывал на водопаде прежде, но устоять перед соблазном показать такую красоту новому человеку очень сложно, да и не разумно, а потому мы спешили поскорее добраться до цели… Стоит только свернуть с основной трассы, как дорога мгновенно превращается в направление. К сожалению, более половины всех автомобильных дорог в Абхазии либо в принципе не имеют асфальтового покрытия, либо были заасфальтированы ещё во времена Советского Союза и ни разу в новейшей истории не ремонтировались. А вот что хуже, первое или второе вопрос довольно спорный. В любом случае по таким «дорогам» быстро ехать лучше не стоит. Вот и мы потеряли довольно много времени пока добрались до Шакурана. Для хороших фотографий без штатива в ущелье было уже темновато, но мы успели в очередной раз полюбоваться красотой первой и самой большой ступени водопада. Возвращались мы в Сухум уже в привычной для нас кромешной темноте южных ночей конца октября.


Первая ступень каскада Шакуран





 
Последнее редактирование модератором:
#4

Конкурс «Разминка»

Формат предстоящих маршрутов наших «экспедиций» и «лайтовок» в силу объективных обстоятельств был выбран однодневным без ночевок в палатках вдали от цивилизации, а такой вариант для меня в Абхазии был в новинку. А потому, перед очередным маршрутом, утро для нас начиналось поздней ночью… Было не просто спланировать «лайтовку» так, чтобы вернуться обратно в течении одних суток, но у Паши всё в итоге прекрасно получилось. И первое наше путешествие в качестве разминки было посвящено поиску давно заброшенной угольной шахты в окрестностях поселка Акармара, а промежуточной целью была экскурсия по многим известной и давно не функционирующей Ткварчельской ГРЭС. В первом сезоне 2012 года график походов был настолько плотным, что до ГРЭС ноги так и не дошли… Данный «пробел» был оперативно восполнен, как только мы добрались до Ткуарчала. Дима и я в сопровождении Паши прогулялись по территории электростанции. Находиться среди жуткой разрухи и безнадежного забвения мне было откровенно неприятно. В голове мелькали тяжелые мысли о многолетнем созидательном труде поколений людей, который в итоге превратился в руины и очередной своеобразный памятник величию СССР. Ткварчельская государственная районная электростанция установленной мощностью в 220 МВт была создана в 1938 году и фактически прекратила своё существование в середине девяностых…


Главный машзал Ткварчельской ГРЭС


Угольные бункеры




Главный щит управления

В советское время Ткварче́льский район был центром по добыче каменного угля на территории Абхазии. В 1994 году район был переименован и получил название Ткуарча́лский. Сейчас местонахождение всех угольных шахт известно лишь узкому кругу людей, ведь некоторые были закрыты много лет назад, и природа давно скрыла прошлое тех или иных мест лесными зарослями, оползнями, изменив местность до неузнаваемости. Тем интереснее было найти и разгадать, где природа спрятала от нас частицу истории в виде одной из самых старых угольных шахт с порядковым номером четыре.
Большую часть пути мы преодолели на «Патре» в составе дружной компании увлеченных исследователей Абхазии. «Патриот» где с ходу, где на лебедке пролезал даже там, где давно не ступала нога человека и уж тем более не проходила машина. Шел постоянный подъем вверх через заросли, грязь, камни и вымоины, местами под опасными углами между обрывом и склоном горы. Забравшись довольно высоко, машину мы всё-таки вынуждены были оставить и продолжить движение пешком, ведь летать «Патриот», к сожалению, не обучен.
Достигнув вершины, мы занялись поисками самой шахты, полагаясь на старую генштабовскую карту Паши и удачу.


Поднимаемся медленно в гору:)

Время от времени в поле зрения попадались разные ржавые железки, элементы системы транспортировки угля, которые валялись совершенно хаотично, но никаких признаков какого-либо входа в шахту заметить не удавалось. В процессе поисков, я сильно отстал от ребят, решив сделать несколько кадров окружающих нас гор, величественно закрывающих горизонт.







Спешить я не стал, просто иногда возникает желание побыть наедине с самим собой в новом и совершенно незнакомом месте. Бродил я так не меньше часа, забравшись в итоге на соседнюю вершину, откуда смог дозвониться до ребят и выяснить, что меня уже потеряли и нам пора собираться в обратный путь. Общаясь по телефону, так же выяснил, что поиски шахты ни у кого успехом так и не увенчались, а потому мы пришли к коллективному выводу, что, скорее всего, шахта оказалась завалена селем или уничтожена сильным оползнем… Забавно, но сразу после общения я почувствовал себя слегка неуютно. Оказалось, что меня унесло довольно далеко от нашей компании, а по пути назад стали попадаться ещё и свежие следы медведя, что невольно заставляло ускорить шаг. Возвращался я практически тем же путем, что и остальные и потому моя надежда всё-таки найти цель нашего путешествия приняла оттенок утопии, да и та, как мираж исчезала с каждым шагом… На автомате я всё ещё продолжал вертеть головой в поисках шахты пока чуть… не провалился в неё…:))) Я замер в самый последний момент на краю большого квадратного колодца и от неожиданности сразу забыл, куда я так торопился…


Угольная шахта №4

Через некоторое время ко мне вернулись и ребята, которые не сразу поверили, что я действительно нашел шахту и это не шутка. Ведь они дважды прошли в нескольких метрах от этого места и потому не верили, что могли не заметить колодец. Сделав пометку на карте, мы с чувством выполненного долга взяли курс домой, решив при случае обязательно вернуться к найденной шахте с необходимой экипировкой для спуска в неё.

Согласно нашим маршрутам, Ткуарчалский район мы планировали посетить ещё не раз: в этой местности было много интересных и малоизвестных объектов, которые стоило увидеть…

Под яркими впечатлениями от насыщенного дня я на полном автопилоте даже не заметил, как оказался за столом в уютной кухне с фужером вина в руке…
Отдых начал набирать обороты, а значит впереди всё самое интересное!

Не переключайтесь :)

 
Последнее редактирование модератором:

ardra

мир перевернулся...
#12
Конкурс «Разминка»


Угольная шахта №4

Через некоторое время ко мне вернулись и ребята, которые не сразу поверили, что я действительно нашел шахту и это не шутка. Ведь они дважды прошли в нескольких метрах от этого места и потому не верили, что могли не заметить колодец. Сделав пометку на карте, мы с чувством выполненного долга взяли курс домой, решив при случае обязательно вернуться к найденной шахте с необходимой экипировкой для спуска в неё.



Не переключайтесь :)
Я, наверное, вас огорчу, но это не шахта. Это просто квадратный колодец. С крайне скользкими стенами.
 

OBRA

Зачарованная сова
#15
во мне проснулся лит. редактор, хорошо усыплённый этим приятночитабельным Форумом. В Вас я учуяла графомана.
надеюсь, это без психиатрической составляющей?))

а мне Voland нравится Ваш отчет и Ваши фотографии
не усмотрела никакой графомании:coffe:
и, согласна с Леной, очень красива осенняя Абхазия
не переключаюсь!
 
#17
Voland,при чтении Вашего текста во мне проснулся лит. редактор, хорошо усыплённый этим приятночитабельным Форумом. В Вас я учуяла графомана. Уж простят мне мою прямоту.
Спасибо за "комплимент". Может ещё что учуяли? Вы уж не скрывайте... Может поговорим об этом?
Кстати, чтобы Ваш литературный редактор снова уснул, просто не читайте более мой рассказ. Вполне логичный совет, не правда ли?
 
#18
надеюсь, это без психиатрической составляющей?))

а мне Voland нравится Ваш отчет и Ваши фотографии
не усмотрела никакой графомании:coffe:
и, согласна с Леной, очень красива осенняя Абхазия
не переключаюсь!
Спасибо.
 

neperech

единомышленник
#19
Voland, я слова Leya восприняла и правда как комплимент вам) - вас выделили из общей массы!

от себя скажу - читать вас интересно..
и было бы удобнее, разбей вы текст на обзацы) , но и так ничего, не останавливайтесь).. нас наверное впереди ждет рассказ о походах с Пашей)?..
 
Сверху