Абхазские традиции и обычаи

andrey1958,ага-ага, на детскосадовском языке!!! )))

курочка, орешки..

и ничего не офф, обсуждаем обсуждение абхазских обычаев!!! ))
 
Если в других науках важна конкретность, то в гуманитарных, если и важна такая точность, например описания исторического события, то и важна многогранность и даже безграничность такого произведения (описания), так, чтобы, по возможности, каждый человек находил в нём нечто своё, получая при этом определённое эстетическое удовлетворение.

вот такие они истина не очень важна, а вот многогранность и эстетическое удовлетворение - да, без них никуда
мамо.!..Вы тоже наш...))))
 

OBRA

Зачарованная сова
А вот еще интересное ( может где на форуме и было, тогда ...)

Где бы ни был путешественник в Абхазии, от гостеприимста местного населения ему никуда не деться. И будь это балаган пастухов высоко в горах, придорожная апацха или сельский дом, гостеприимство обязательно начнется с приглашения разделить застолье хозяев. Просто так потреблять прекрасное местное вино или чачу не принято, обязательно должен прозвучать тост. Удивительный факт, но по всей Абхазии перечень и порядок тостов, вне зависимости от ситуации или присутствующих сотрапезников, более-менее четко регламентирован.

Первый тост всегда будет за Бога. Всевышнего, что помог в делах, дал возможность здесь и сейчас собраться. Подавляющее большинство абхазов не ходит по воскресениям в церковь и не молится каждый вечер перед сном, но первый тост, поднятый во время любого застолья, будет всегда именно за Всевышнего. Вторым тостом восхваляется Родина, прекрасная Абхазия, ее высокие горы, прозрачные реки, чистое море, гостеприимныйнарод и т.д. Третий тост будет поднят за всех, кого уже не нет рядом. Тост обычно немногословен и выпивается не чокаясь. У каждого из абхазов в последней войне погиб кто-то из родственников, память о них совсем еще свежа.

Дальше тосты не столь регламентированы. Четвертым тостом может подняться собственно повод текущего застолья (деловая встреча, свадьба, юбидей и т.д.). Если повод случаен, что наиболее вероятно, то как правило четвертым тостом гости благодарят радушных хозеяв, а пятым хозяева отвечают гостям. Будет конечно же тост и за прекрасных женщин и за многое другое. В некоторых местах или семьях распорядок тостов традиционно расписан вплоть до 20 и даже более. Естественны повторы, вариции и суперпозиции предыдущих тостов. Но в любом месте, при любых обстоятельствах первых три тоста останутся неизменными. Просто так, молча, без тоста не пьют нигде.

Вычитала абхаский тост ( забавный, особенно в части мечтаний абхаза-лентяя ))


Размечтался лентяй:

-Вот бы мне зимой быть котом, а летом собакой.

Другой его спрашивает:

-А почему?

-Будь я котом зимой, когда стужа лютая, нашел бы я себе добрую хозяюшку и свернулся клубочком у нее на коленях, а будь я летом собакой

разлегся бы под деревом в холодке.

Поднимем же бокалы за то, чтобы мы всегда оставались людьми.
 

OBRA

Зачарованная сова
Вот нашла поподробее :


Абхазские тосты за 'светлым'столом(свадьба,д/р) и за траурным немного отличаются.Они произносятся коротко,со смыслом и 'в тему'.
Не знаю какой порядок был в старину,но сейчас,в основном,так:
1.анц@а Улпха,т.е.за всевышнего;
2.пьют за человека,которого выбирают тамадой,делают ему всего хорошего...(но этот тост не всегда говорят);
3.анц@а Илпха,т.е. просят расположения Бога;
4.за ушедших,за тех,благодаря которым мы сейчас здесь сидим..,после этого тоста нельзя делать большой перерыв;
5.за Родину...
6.за тех,которые охраняют ее...;
7.за народ...;
8.вспоминают 'виновников' торжества...;
9.за старших,давших нам жизнь...;
10.за младших,продолжение нашей жизни...
11.за друзей...
12.за братьев и сестер(можно отдельными тостами)...
13.за ажьрац@ара,т.е. за родственные связи,один из важнейших за абх. столом.
14.если за столом еще остались люди,можно выпить за каждого из них,а дальше как фантазия развита.
Но последним идет обязательный тост за 'хлеб-соль' за гостеприимство.:)


На поминках число тостов доходит до восьми-десяти – это траурный стол и много пить неприлично. Здесь за столом не встают.

Также и на похоронах возлияние воздается вином, произносится от 4 до 7 тостов.

На ритуальных торжествах иное соблюдение, но, прежде всего, молитва-тост произносится в честь Всевышнего.

Причем говорит один, все слушают, младшие прислуживают вне стола, разливают вино, незаметно убирают лишнее. Говорят по старшинству. Большое уважение если старший дает слово младшему раньше его - это величайший признак уважения. Рассказывается очень много интереснейших притч, пословиц, преданий, исполняются песни - это на торжествах. Вот здесь-то и получает молодежь, до школы первоначальные навыки обращения с гостем, уважения к старшим . Вставать из-за стола нельзя, но если поднимаешь тост за старшего то обязательно стоя. Первый тост за Всевышнего " Анца улпха хат!" всегда произносятся стоя.
 

OBRA

Зачарованная сова
Прочитала столько интересных фактов о жизни абхазов, исследователи уверяют, что многие обычаи и сейчас действуют. Вот некоторые из них :

Когда подходит женщина, мужчины почтительно встают и не садятся, пока она несколько раз не попросит их сесть. Для мужчины считается большим позором, если женщина первая будет его приветствовать.

При гостях и при старших молодые не садятся, очень строго соблюдается.

В Бзыбской Абхазии еще не исчезли патриархальные обычаи гостеприимства. Пастухи, зарезав барана, часть вареного мяса развешивают на ветвях у тропы, чтобы путник мог утолить голод. На проезжих дорогах встречаются крытые беседки, в которых абхазы также ставят еду в деревянных чашках и питье для путников.

Абхазские женщины совсем на ином, чем другие кавказские женщины положении. Исстари они занимали общественные должности, даже участвовали в войнах, бывают всюду, где мужчины, на собраниях, скачках, в гостях. Они политически развиты, очень разговорчивы, жизнерадостны. Правда, в домашнем быту абхазов много самобытного, своеобразного и патриархального. Например, молодая, вышедшая замуж женщина не смеет первая заговаривать с родителями мужа. Первое время супруги избегают вместе попадаться на глаза родителям и избегают нежностей при них.
 

OBRA

Зачарованная сова
chedigor, Тогда это очень здорово!

А еще прочитала интересные факты о том, что когда-то были пираты-абхазы, были у них лодки, выдолбенные в буке, которые они прятали у рек, в лесной гуще, лодки назывались "камары" вроде как...совершали набеги на купеческие суда.
 

chedigor

старожил
Точно, нападали и грабили Генуэзские суда не хуже сомалийских пиратов. Особым коварством отличались пицундские корсары.
 

OBRA

Зачарованная сова
Философский взгляд абхаза на мир, отражен в устной народной поэме "Кто такой абхаз?":

- Абхаз кто такой, абхаз?

- Тот, кто знает, для чего его сотворил Творец - и есть абхаз,

- Абхаз кто такой, абхаз?

- Познавший мудрость и знающий, что она от Бога - и есть абхаз,

- Абхаз кто такой, абхаз?

- Тот, кто знает, что окружающий мир открыл ему Всевышний, есть абхаз.

- Абхаз кто такой, абхаз?

- Абхаз это тот, кто познал Т ого, от кого получил знания.

- Абхаз кто такой, абхаз?

- Знающий, что за рассветом Бог создал закат - и есть абхаз.

- Абхаз кто такой, абхаз?

- Идущий по пути божьему, знающий, что небеса и твердь земная сотворены Всевышним - есть абхаз.

- Абхаз кто такой, абхаз?

- Это тот, кто знает, что после смерти нет смерти, зная это, ведет себя достойно - есть абхаз.

- Абхаз кто такой, абхаз?

- Тот, кто с чистым словом обращается к Богу и, сказав слово, всегда держит его - есть абхаз.

- Абхаз кто такой, абхаз?

- Искренне страдающий за то, чтобы все праведное в этом мире шло по пути божьему - и есть абхаз".
 

OBRA

Зачарованная сова
Абхазские традции, обычаи и этикет

В Абхазии этикет – не просто внешняя форма умения держать себя в обществе, а часть «абхазского аламыса», т.е. «совести народа».

Встретились люди – вдвоем или группами, дома или в гостях, на работе или в пути, в лесу, в горах, знакомые или незнакомые. Их общение начинается с приветствия. Этой доброй традиции абхазы придерживаются строго и неукоснительно. Не поздороваться или не отвечать на приветствие считается верхом невоспитанности, даже оскорблением. Приветствие при встрече человека является элементарной обязанностью каждого, независимо от степени знакомства, пола и возраста, места и времени встречи. Традиционными формами являются: "Доброе утро!" (Шьжьыбзиа!), "Добрый день!" (Мшыбзиа!) или "Добрый вечер!" (Хулыбзиа!). Отвечают словами: "Добро тебе видеть!" (Бзиа убеит!) или "Добро пожаловать!" (Бзаала уаабеит!). Первым приветствует подошедший, мужчина – женщину, старший – младшего, всадник – пешего. При этом тот, кто сидит на коне, должен привстать на стременах, ибо никого нельзя приветствовать в сидячем положении.

Мужчины, приветствуя друг друга, поднимают правую руку перед собой до уровня груди, слегка сжав при этом пальцы в кулак (возможно, в этом мужественном жесте сохранился пережиток военного приветствия мужчин посредством приподнимания тяжелого копья). Рукопожатие не обязательно, зато принято взаимно осведомляться о здоровье и делах собеседника и его родственной группы.

При разных видах деятельности – разные формы приветствия. Так, работающему в поле говорят: "Добро тебе делать!", собирающему виноград – "Чтобы ты благополучно спустился с Нара!" (Нар – название полузабытого древнейшего божества небесной высоты и высоких деревьев с виноградной лозой), идущему на охоту – "Тебя ждет дичь, смерть которой настала!", а в ответ – "Вместе нас ожидает!", пастуху – "Добро да пасется твое!", перегоняющему скот на альпийские пастбища – "Добро погнал ты в горы!", попутчику, которого догнали – "Добро тебя ждет!" и т.д.

Первейшим элементом культа старших является вставание при каждом их появлении. "Даже корова поднимается с места, когда другая подойдет к ней, а как же человеку не почтить человека вставанием", – говорят абхазы. Само слово, обозначающее оказание почтения вставанием, в переносном смысле выражает понятие "уделить внимание", "оказать хороший прием".

Вставание при появлении любого постороннего человека считается признаком уважения к нему. Не встать, когда заходит человек - значит проявить к нему неуважение и даже в известном смысле оскорбить его. Причем встают как хозяева, так и гости при каждом появлении человека, если даже последний был уже здесь и только что вышел. Когда заходит кто-нибудь из своих молодых, старший не обязан вставать. Но если присутствует при этом гость, то и старик приподнимется с места – не столько из-за молодого, сколько из-за того, что хозяин не может сидеть, пока на ногах его гость. Молодые, в том числе сын и дочь, даже давно ставшие сами родителями, не имели права садиться в присутствии отца. Нечего и говорить о том, что праздное лежание не согласуется с обычаем. Поэтому молодые юноши и девушки обычно ложатся спать позже, а встают раньше всех.

Одним словом, в присутствии старших надо стоять. Но и стоять можно не по-всякому – только на некотором почтительном расстоянии от старшего, а если на лестнице – то ступенькой-двумя ниже. То же самое с сидением. Сесть лучше не тотчас же после того, как старший попросит это сделать, и не вплотную, не рядом с ним; хорошо, если на отдельной и более низкой скамейке; не допускается сидеть вразвалку, с раскинутыми по сторонам ногами или заложив ногу на ногу. Идя вместе со старшим, не проходят вперед ни в помещении, ни вне его, не пересекают ему дорогу, а также не проходят между стоящими рядом людьми. Закурить у старшего не попросят и вообще не курят при нем. Почтительно стоят, когда он произносит тост. Следует подать старику огонь, если он курит, и поддержать ему стремя, когда он спешивается или садится на лошадь, причем на лошадь пожилого молодые не садятся. Осуждается многословие. О любви, о женщинах и даже о своих детях в присутствии отца и вообще старших говорить не принято.

Большое значение для соблюдения хорошего тона имеет умение при необходимости тактично умолчать, найти нужную форму для отказа от предложения, пусть даже известно заранее, что предложение это и не будет принято. Вот, например, такой штрих. Допустим, вам захотелось пить. Но если вы хорошо разбираетесь во всех мелочах абхазских церемоний, то не сразу возьмете в руки поданный вам стакан воды, а сначала осведомитесь у присутствующих, не желает ли кто-нибудь из них утолить жажду, и только получив отрицательный ответ, выпьете воду, скромно отвернувшись. Но не всегда процедура завершается на этом. Бывает и так, что одному из старших, которому вы только что предлагали стакан воды, на самом деле тоже хочется пить, но он умолчал об этом из вежливости, собираясь напиться после вас. В таких случаях нельзя оставлять и это без внимания, и вы деликатно приносите извинения за свою невольную оплошность.

Сколько в абхазском языке удивительных формул вежливого обращения, щадящих самолюбие человека, возвышающих его честь и достоинство! Приведем несколько примеров. Допустим, в беседе пришлось прибегнуть к выражению: "Знаешь ли ты, в чем дело?" (абхазы говорят между собой "ты", обращение на "вы" не принято). И вы, подчеркивая авторитет и познания своего собеседника, тут же скромно добавляете: "Хотя что я могу сказать такого, чего бы ты не знал!". Человеку в благодарность говорите "спасибо", а он в ответ: "Пусть врагу придется благодарить тебя". Пришлось попросить человека сделать какое-нибудь незначительное одолжение, и на этот случай имеется соответствующий "оправдательный документ": "Хотя такое поручение и недостойно тебя". Если позади вас оказался уважаемый человек, можно и это искупить предусмотренными для такого случая словами: "Прости, что сижу спиной к тебе". Нельзя прерывать говорящего, особенно если он является старшим, но когда такое все же случается, к вашим услугам необходимый готовый стандарт: "Твою речь золотом я режу (прерываю)".

Следует сказать несколько слов о культуре ведения абхазского застолья. После рассаживания гостей – по старшинству, вперемежку с местными почетными людьми – воцаряется тишина. Распорядитель, которым бывает обычно кто-нибудь из уважаемых и красноречивых соседей, выступая от имени хозяина, приветствует гостей, коротко рассказывает о поводе встречи, передает благодарность устроителя торжества за посещение, его извинения за возможные недостатки и неудобства, просит всех присутствующих не спешить, оказать уважение и внимание хозяину, украсить его праздник, весело провести время, поесть и выпить на здоровье. Заканчивая, он обращается по имени к старейшему из сидящих за столом местных жителей, предлагая приступить к еде, на что старейшина, пригласив, в свою очередь гостей, приступает к еде, а за ним и все остальные.

Но все это только прелюдия, во время которой собравшиеся знакомятся, закусывают и пьют – в основном водку или коньяк – за встречу. Она длится до тех пор, пока не будут поданы основные блюда – горячая мамалыга, вареное мясо и виноградное вино. Главный акт – впереди. Он также начинается принятием одного - двух предварительных стаканов вина. Только теперь наступает долгожданный момент. На видное место выходит хозяин со стаканом вина в руке, он произносит речь во здравие избираемого главы стола - тамады, и опорожняет свой бокал. Все пьют за него, он благодарит за доверие и берет "бразды правления" в свои руки. Тамада должен обладать знанием местных обычаев, уметь произносить заздравные тосты, отличаться выдержкой и выносливостью в отношении принятия напитков, ибо покинувший стол не может возвратиться обратно. Главной обязанностью тамады является не столько напоить гостей, сколько оказать им все положенные знаки внимания и почести, предусмотренные обычаем.

Пищу, за исключением жидких блюд, едят руками. У абхазов с давних времен существует традиция пользования отдельной посудой, и каждый член семьи ест из своей тарелки или миски, пьет из своего стакана или кубка. В повседневном быту скатерти не использовались, однако во время приема гостей стол накрывался домотканой скатертью. На колени каждого гостя расстилали домотканые полотенца, игравшие роль салфеток.
 

Дуняша

инквизиторША
Старый новый год. По традиции.
..В этот день по традиции в жертву приносятся одна белая непокрытая коза или чистый холощенный козел, а также по одному петуху на каждого человека участвующего в ритуале. Ритуал связан с жертвоприношением Шашвы, который является покровителем кузнецов и одним из самых почитаемых абхазами божеств.
 
Все, наверно, замечали, что во время танца парень делает движение, как бы обхватывающее девушку за талию.

Так вот происхождение этого движения такое.

Раньше, когда проводили ловзар, если парень начинал танцевать с девушкой, которая ему нравилась, во время танца он снимал шапку, держа ее одной рукой, делал это самое движение и за спиной девушки хватал шапку другой рукой. Тем самым девушка оказывалась в довольно маленьком пространстве и начинала там кружится. В это время родственники девушки вставали и, не вытаскивая полностью, обнажали часть своих кинжалов. Если во время своего кружения девушка задевала руку или шапку парня, или же парень, в общем, если они соприкасались, то дело могло дойти до кровопролития. Казалось бы странно.

Но! Весь смысл в том, что парень давал девушке понять - он готов рискнуть за нее даже жизнью
 
abkhaz, спасибо за разъяснение! Это движение я видела и в танцах народов Северного Кавказа (чеченских и дагестанских) и никак не могла понять, что оно обозначает.
 
Сверху