День десятый.
Весь предпоследний день и возможно даже ночь было решено провести в путешествиях. Отъезд в 7-30 и радостно бежим навстречу нашему дорогому дяде Юре. Надо было торопиться в новоафонские пещеры к первому заходу, это в 9-40. Снова проносятся перед глазами знакомые пейзажи, скотинка, отдыхающая на дорогах, едем в Гудауту к брату дяди Юры. Сам брат выглядит как русский, да и говорит только с небольшим акцентом. Нас приглашают зайти, а мы скромно отказываемся, на что нам заявляют, что у них так нельзя. Заходим, предлагают чай, кофе, домашнее вино и... домашнюю чачу. Соглашаюсь попробовать вино и передо мной возникает такой бооооольшой стакан. Чачу я только понюхала и попробовала на язык. Два стакана вина, стакан чая и весело вперед. Какие там пещеры, в девять часов утра мне уже было хорошо и весело.

мы даже не подозревали, что это слабенькое вино возымеет над нами такой эффект. Нетвердой походкой мы погрузились в машину и отправились в Новый Афон.
Это правильно приезжать в пещеры рано, ибо уже ко второму заходу народу там видимо-невидимо. И в очереди можно стоять по 5 часов. Мы же быстренько взяли билетики, и встали в очередь в ожидании афонского метро. Это самое метро состоит из трех станций и маленького поездика "Турист" (кажется), который не имеет аналогов в мире !Вобщем погрузились мы в этот самый поездик и потихоньку поехали. Сразу повеяло холодом и пещерным запахом.

В молодости я посещала подмосковные пещеры Сьяны, то есть даже не пещеры, а каменоломни. Вот там весь страх заключается том, что везде надо ползать, а тут - как всегда горский размах. Я практически не слушала экскурсию, только и глядела по сторонам, хотя и успела ухватить самые интересные факты из жизни пещер.

Мы хотели все лучше всех всё сфотографировать, поэтому постоянно приходилось догонять группу...После прохода каждого зала, экскурсовод выключает свет в предыдущем, так что если есть желание погрузиться в кромешную тьму, у вас есть все шансы. А еще там тетечка экскурсовод говорила роботическим голосом, и Бах все никак не хотел заводиться.

А еще я все сначала думала, что это такое зеленое на стенах, первая мысль была - такое освещение, а потом меня осенило, что это та самая пресловутая плесень, из-за которой уменьшили число посетителей в день. Вот ведь напасть даже без света и растет. Потом нам сообщили что потолок не зря такой гладкий, просто там неслись бурные подземные потоки, отполировавшие все на своем пути. Вобщем это стоит увидеть хотя бы один раз в жизни.
Было приятно все это увидеть и не менее приятно выйти на солнышко погреться и подышать свежим воздухом. После мы пошли гулять к искуственному водопаду, рядом с которым нас развели как детей. Предприимчивый дядька схватил нас под белы рученьки, нашептал в ухо сказки о святой воде и повел на другую сторону водопада. Мне была вручена ваза типа амфора, а Лёхе рог, как я тада думала со святой водой. Дядька же схватил фотоаппарат и начал усердно фотографировать это действо приговоривая: "Пей, пей!Теперь ей давай пить" В этот рог изобилия было налито вино. Вкусное, надо сказать. После чего он многозначительно пошевелил пальцами перед Лёхиным носом и попросил стольник. Такого я не ожидала. После чего он обещал накрыть нам целый стол на нашу свадьбу.

Теперь смотрю на эти фотографии с улыбкой и в то же время досадой.
Погуляв рядом с водопадом, поднялись наверх, на озеро. Решили пройти дальше, для этого надо закатать штаны повыше и пробежаться под охлаждающими струями маленького водопадика. На той стороне впервые увидели змей, которые при нашем приближении юркнули куда-то в воду. Поднялись по лесенке вверх и очутились на ж/д станции Псырцха. Здании станции очень красивое и необычное - правильный шестиугольник и весь застекленный. Когда возвращались со станции, нас окликнул дядька из сторожки, стоящей прям у въезда в тоннель. От него характерно пахло, и веселья было хоть отбавляй. Познакомился сразу со всеми и стал уговаривать нас фотографироваться с бананами. Для тех кто будет, бананы там растут в углу у тоннеля. Дядька поинтересовался, где мы были и посещали ли пещеру Симона Канонита. Показал куда идти. Без него мы бы и не подумали что там вдалеке, через железнодорожное полотно спрятан вход в парк. Сам он оказывается зимой обитает в Звенигороде, и сразу стал обниматься со своими земляками. приговаривая: "Я ж не дикий какой, я просто общительный." Попросил зайти на обратном пути, поговорить. Мы же проследовали к месту паломничества. Парк очень ухоженый, дорожки все каменные, травку стригут, и погулять, и отдохнуть можно. Мы же прошли через весь парк, поднялись до пещеры и вернулись обратно. Дальше по курсу был Новоафонский монастырь. Заходить в него я не стала по идейным соображениям, а Лёха зашел и посмотрел. Уж больно хорошие места монахи себе всегда выбирают на горах - пейзаж, однако, стоящий. После спустились в Приморский парк. Там стоят всё те же скульптурные люди без весел, советская парковая скульптура по мотивам житья и бытья советского люда. Растут очень высокие пальмы и белые лебеди. Можно сесть под плакучую ивку на берегу и погрустить, глядя на озерцо и его обитателей.

Ну нам скучать было некогда, далее по плану были горы.
Мы поехали в деревню, где родился дядя Юра, смотреть водопады. По дороге он рассказал, что в деревню долго не проводили свет, а когда провели и после первого снегопада, когда все завалило и порвались провода, чинить это никто не стал. И смеялся:"Расскажете друзьям, как побывали в деревне, где в советское время не было света". По дороге к водопадам заехали в гости к его другу, который все лето проводит в горах на так называемой даче, там у него большая пасека, скот и огород. Конечно, нашим московским дачам с тем размахом не сравниться. Заехали в его поместье и попали в гудящий и жужжащий мир. Ни с чем не сравнимый звук - гул стоит, но не раздражающий, а скорее наоборот. Дома хозяев не было, но мы решили их подождать. Во дворе росла большая яблоня, к которой привязана верхняя пружинная часть кровати, которую Лёха тут же опробовал и стал спать. Тут пришла и хозяйка и сказала что муж уехал на неделю в город, а она одна следит за хозяйством. Дядя Юра так прокомментировал ситуацию: "Вы вот думаете женщина одна дома и так долго, а тут и медведи есть. Да вы спросите у нее, небось автомат под подушкой заряженный лежит, и никого ей нестрашно". А на мой вопрос, действительно ли у всех тут есть оружие дома, ответил положительно. Но сказал, что почистил его и убрал. Очень хочется верить, что ему больше не придется им воспользоваться. Мы с Лёхом сидели и качались на кровати-качелях, а они говорили о чем-то своем, только извинялись, что не по-русски. А мне в тот момент ничего и не надо было, только бы сидеть вот так, смотреть на эту зеленую траву и горы, вдыхать этот чистый воздух и слушать песни пчел.
Потом из дома в руках хозяйки к нам выплыла чача с домашним сыром и свежайшим медом в сотах.Такой крепкий напиток и в таком количестве я пила впервые в жизни. После первой стопки даже дыхание сперло, но какой там сыр, а какой мед...Ммм.... Вобщем пили за природу, за хозяев, за их здоровье и гостеприимство. Я не удержалась и взяла себе еще немножко меда на дорожку, а дорожка предстояла трудная. На машине мы доехали до упора, дальше она уже просто не проехала бы. Спускались около получаса пешком до самшитовой рощи и потом до речки, которую пришлось переходить вброд. Вода была настолько холодная, что мне сводило ноги, но дядя Юра резво, не смотря на свой уже почтенный возраст перебрался на другую сторону. Нас с Лёхой спасла чача, вода не смогла остудить наш пыл. Потом перебирались по камням, пока не дошли до водопадов. Природа сказочная: какие-то растения- лопухи, напоминающие формой нашу родную мать-и-мачеху, но гораздо больше, самшиты, поросшие мхом и чистейшая вода. До сих пор вспоминаю, как ладошками загребали воду прямо из водопада и пили. И как-то недавно вдвоем в один момент пришли к мысли, что не отказались бы выпить той воды. Пока Лёшка лазил по окрестностям и фотографировал всякие чудеса природы, мы с дядей Юрой болтали о жизни среди вековых самшитов.
Подъем в горы на пути обратно был последним. Завтра в это время мы должны были уже попрощаться с Абхазией. Проехали мимо посещенного нами дома, даже собаки выбежали попрощаться с нами, долго смотрели в след уезжающей машины. Снова ущелье, река внизу.
По дороге обратно заехали в Лыхны в гости к нашему дяде Юре. Познакомились с его женой и младшим сыном. Посидели так душевно, что начаченного Лёху можно было выносить. Ну это шутки конечно, шел он сам, но было весело. Таки я видела его впервые. А я как-то держалась видимо из последних сил.
А потом... Потом попрощались с нашим отличным провожатым у лифта в Колхиду, сходили последний раз до набережной и причала - сделали контрольный звонок на Родину, полюбовались пейзажами Старой Гагры. Зашли на пляж и сидели в темноте на лежаках и смотрели на огни города.