О!!!
Не то, о чем говорил, но тоже кое-что:
http://abhazia.com/news/detail.php?id=1804
Trud.ru № 227 за 05.12.2003
В АКУИ ОСТАНОВКА
"СВЯЩЕННАЯ ВЕРШИНА" СКРЫВАЕТ РЖАВУЮ РЕЛИКВИЮ НА КОЛЕСАХ
Гора Новый Афон в Абхазии - 900 метров высотой. В начале XIX века путешественники из Греции увидели ее с моря и поразились сходству с той, что находится в святой земле. Тогда был построен здесь знаменитый монастырь. Но мало кто знает, что по приказу российского царя Александра III в гору была проложена железная дорога для нужд братии, а на уральских заводах изготовлен специальный паровозик. Этот раритет сохранился до сих пор.
До поселка Орлиное Гнездо дорога хоть куда. А вот дальше приходится лезть по скалам. Дорога то уходит круто вверх, то коварно уходит под обрыв. Выходим к забору, на котором - заржавевшая табличка: "К паровозу". Откуда здесь быть "железному коню"?
После долгих поисков попадаем в деревушку Акуи, знакомимся с единственным жителем - Вячеславом Смыром. Он рассказывает, что когда-то здесь была большая деревня. Когда деду Вячеслава было лет десять, в Акуи появились первые монахи-отшельники. Они поселились в скалах и редко выходили к людям. Но потом их братьям в Ново-Афонском монастыре потребовались дрова, и отшельники "переквалифицировались" в рабочих. В конце XIX века в Афоне побывал император Александр III. Он посетил святые места и "подарил" поселку узкоколейку, чтобы возить вниз дрова, а вверх -- необходимые для жизни продукты. Паровозик был привезен в Акуи из России в 1903 году. Отец Славы Нури Вахайдович Смыр работал на нем помощником машиниста, а потом машинистом до самого начала Великой Отечественной. А паровозик еще лет 20 исправно выполнял свою работу.
Паровоз стоит на опушке, будто приготовленный для съемки исторического фильма. От дождей он сильно проржавел, но нисколько не разрушился. Металлический корпус продырявлен многочисленными следами от снарядов и пуль: так во время грузино-абхазского конфликта военные упражнялись в меткости.
Лескова Наталия
Абхазия
Trud.ru № 227 за 05.12.2003