Я и elka в этом году пытались вновь увидеть в Абхазии как можно больше и познать ее как можно лучше. И наше мнение не только не изменилось, но и еще больше укрепилось: Абхазия - это рай.
3. По «военной дороге» в Каман
Одной из однодневных поездок в этом году у нас стала поездка в Каман с уже ставшими для нас знакомыми Алхасом и Анзором. Вначале мы остановились в Новом Афоне в ущелье, где 3 котла, хоты они на нас особого впечатления не произвели, так как река изрядно помелела и, следовательно, воды было мало. Затем мы поднялись выше до деревни, название которой к сожалению забыли, и от туда полюбовались красивыми видами. Так как в Новом Афоне мы уже были раньше, то было решено ехать дальше по достаточно сложной дороге, где когда-то велись боевые действия, сейчас там находятся заброшенные дачи, и местами попадаются не разминированные участки. Одним словом, это дорога, по которой сейчас ездят очень редко. Но мы почему-то по ней поехали, из машины рвали ежевику, которой там очень много (и это очень слабо сказано), в наш открытый уазик падала слива, мы ели яблони и груши. Вообще дорога была сложной и интересной. На одном из поворотов мы остановились помянуть воинов, один из которых друг Алхаса. Затем мы выехали к реке Гумиста, посетили Каманский храм и святой источник. Подкрепившись и немного отдохнув, мы поехали дальше в Сухум. В Сухуме мы долго не задерживались, поскольку, честно говоря, этот город мы не очень любим. Однако, на наш взгляд, по сравнению с прошлым годом, он все же изменился к лучшему. Город стал более «живым» что ли, и отдыхающих больше, мы не почувствовали какой-то «напряженности», которая охватила нас по приезду туда в прошлый раз. Из Сухума мы отправились искать остатки Келасурской стены, которые достаточно быстро были найдены у реки Келасур. Из Сухума в Гагры мы ехали через Эшеру, поднялись на «гору Верещагина» (хотя этот холм может называться по-другому), посмотрели от туда на Сухум и Эшеру. Далее была Гудаута. В Гудауте мы несколько раз были проездом, но город почти не видели. Поэтому Алхас, проживающий в нем, не мог нам его не показать. Мы проехались по улицам города, который на первый взгляд показался нам довольно тихим и милым (хотя не в обиду Алхасу будет сказано, все-таки в нас сидит некое убеждение, что Гудаута – это город беспорядка). Закончилась наша поездка посещением в 21.00 … музея в Гудауте. Он сильно выигрывает по сравнению, скажем, с Сухумским музеем, где мы были в прошлом году, и который произвел на нас жуткое впечатление. Здесь экспонатов не так много, но они хорошо размещены, некоторые можно взять в руки, поднести к свету (так как был вечер, а свет горел не везде, Алхас носил экспонаты по залу, чтобы их лучше нам показать и при этом постоянно что-то рассказывал). Одним словом красота и порядок.
Может быть, конечно, в этот день мы увидели не так много как могли (немало времени было потрачено в пути в Гумистинском ущелье, и поездка в определенный период стала напоминать поездку на пикник), но нам понравилось. И пусть мы повторим еще раз – понравилось потому что в Абхазии нам нравиться всё (или, по крайней мере, почти всё)!!!
4. «Есть ли жизнь за Сухум?» (поездка в Очамчирский район) Говоря о данной поездке, следует сказать, что она планировалась еще до приезда в Абхазию в этом году. Мы собирались посмотреть Моквский храм, Илор и др. Вообще это должна была быть наша первая поездка за Сухум, чтобы посмотреть, как же живется там. По приезду в Гагру мы сразу стали интересоваться у работников экскурсионных бюро и в результате нашли 2-х дневную экскурсию в Очамчирский район с посещением Моквы, Илора, конной фермы и Очамчиры в первый день, и водопадов во второй. Мы записались, оставили небольшой залог, но вскоре несколько наших знакомых рассказали нам о некой Наталье, которая организует поездку, о ее непорядочности и проблемах, которые она доставили многим людям. В итоге мы решили с ней не связываться и отказаться от поездки. Но к счастью наш друг Тимур собрался в Сухум, и его супруга настояла на том, чтобы он отвес нас в Очамчирский район (им почему-то было неудобно за то, что они не уделили нам внимания в течение 1,5 недель из-за того, что у них болела младшая дочка).
Выехав из Гагры примерно в 9.30, в 12-м часу мы были в столице Абхазии, помогли Тимуру решить небольшие хозяйственные дела и отправились к намеченной цели. Следует отметить, что это был единственный день во время нашего отдыха, когда шел дождь. Поэтому Очамчира и Илор встретили нас ливнем, а следовательно, серым небом и безлюдными улицами. Илорский храм не произвел на нас большого впечатления, то ли оттого, что там старина пересекается с более современной отделкой (хотя, наверное, про храм нельзя так говорить), то ли погода сделала свое дело. Затем мы подошли к «святому месту», куда, по словам местных, даже животные не заходят. Оно ввело нас в какое-то необычное состояние, что мы туда не зашли и поспешили уйти. По возвращению в Очамчиру дождь прекратился, мы проехали по пустынным улицам, единственное, что привлекло у нас внимание, это памятник погибшим воинам, который сильно отличается от тех, которые мы видели раньше. Это безликий воин, у которого одна рука переход в щит, а другая в меч.
Потом мы отправились в Мокву, где вначале увидели ипподром, затем поляну с пацхами, на каждой из которых название деревни, а чуть подальше огромный храм – пятистенный, ровный и очень красивый. Здесь нам очень понравилась, всё красиво и напоминало любимые нами Лыхны. Сразу же захотелось побывать на этой поляне осенью во время праздника (но в этом году, к сожалению, этой мечте не сбыться). Храм нам открыла пожилая женщина, и внутри он поразил нас не меньше, несмотря на то, что он не реставрировался, и от бывалой красоты почти ничего не осталось. Тимур был благодарен нам за то, что он сам впервые увидел этот храм и только говорил: «Неужели это построили абхазы?»
Далее следовала поездка в Отапскую пещеру, при этом мы не представляли, где она находится, приходилось постоянно спрашивать. Достаточно долго до нее добираясь и изрядно проголодавшись, мы все же доехали. Надев резиновые сапоги невероятного размера, мы в сопровождении проводника с фонарем, у которого вот-вот разрядится аккумулятор, вошли в нее. Пещера достаточно красивая, много интересного в ней можно увидеть. Но наш голод, отсутствие должного освещения и слишком утомительная, бессвязная и утомительная легенда, которую нам рассказывали (хотя следует сказать, что проводник говорил с интересом и очень старался), сделали свое дело – мы устали, и это не позволило насладиться красотой пещеры сполна. По возращению из пещеры мы оказались достаточно грязными, так как все-таки мы не планировали заранее туда спускаться, не ожидали, что под ногами все время будет вода и глина (одним словом мы просто не достаточно хорошие знатоки пещер). «Хозяева» пещеры нас затем накормили и напоили, и мы какое-то время с ними пообщались. Поэтому за все им большое спасибо.
Что касается наших впечатлений относительно Очамчирского района, то он, конечно же, обладает своей прелестью. По дороге в Отап мы ехали по достаточно красивым деревням (хотя абхазские деревни мы вообще очень любим). Возможно вскоре, когда туристы, желая найти спокойствие и относительное уединение, поедут отдыхать за Сухум, там все изменится и эти районы станут более «живыми». Однако мы вряд ли когда-нибудь поедем отдыхать туда. Во-первых, потому что у нас уже достаточно много друзей в Гагре, а во-вторых, мы очень любим горы, а так как там располагается колхидская низменность, то горы находятся на достаточно большом расстоянии от моря.
Что же касается окончания нашей поездки, то к вечеру мы вернулись в Гагру. Но поехать куда-то с Тимуром и не попасть в гости просто невозможно. Поэтому в Гагре мы уже вечером зашли в гости к его брату, в очередной раз познали абхазское гостеприимство и еще раз убедились в том, что молодым абхазам еще многому предстоит научиться у старшего поколения.
Вообще-то поездка удалась, за что огромное спасибо нашему другу Тимуру, с которым всегда интересно, его жене Родеде, которая всегда рада нас с ним отправить, несмотря на то, что потом ей говорят: «Твой муж с двумя девчонками постоянно ездит». Но она наша подруга, нам нравиться общаться друг с другом и она, как и мы, дорожит нашей дружбой.
Посмотреть вложение 4118