Записки из моего дневника (избранное)

Юсин папа

родственник
Какое совпадение! – подумал я через минуту после того, как узнал о Доме связи. Дело в том, что в Перечне памятников истории и гражданского строительства с сайта Ново-Афонского музея числится здание станции Индоевропейского телеграфа. Может быть именно такое назначение имел особняк до того, как стал Исполкомом? Телеграфную станцию в обиходе вполне могли называть Домом связи. Прикинул по схеме – ну да, с учётом гагринской "туманной" нумерации, примерно здесь и должен быть дом № 85. А я как раз искал телеграфные столбы по городу, чтобы сфотографировать для иллюстрации рассказа на тему Индоевропейского телеграфа.

А вообще, кто-нибудь слышал об Индоевропейском телеграфе? Наверняка только про всё по отдельности: про Индию, про Европу и про телеграф. Но при чём здесь Гагра? Оказывается, на протяжении шестидесяти лет эта местность находилась примерно посередине телеграфного пути между Европой и Индией.


А началось всё почти полтора века назад. Надо сказать, что в те времена Черноморское побережье от Анапы до Сухума представляло собой бесконечную череду диких джунглей и болот, разбавленных редко расположенными береговыми укреплениями, возведенными на местах древних античных поселений. Несколько лет назад закончилась многолетняя Кавказская война, утихло после очередного обострения противостояние с Турцией, и русские гарнизоны покинули эти дикие места. Лишь кое-где встречались деревни с последними не переселенными на чужбину черкесами, да редкие колонисты из виновных кубанских и малоросских казаков, высланные на дармовые земли, безуспешно пытались освоить местные способы земледелия. Джунгли беспощадно поглощали многочисленные пустующие селения, дичали и херели роскошные черкесские плодовые сады, на побережье свирепствовала малярия.

Таковым был и глухой уголок в устье реки Жове-куары (Жоэквары), где располагалась восстановленная русским гарнизоном и снова брошенная древняя крепость Абаата. Попасть в это местечко можно было только морем или по старой черкесской тропе, спускающейся на побережье через Кавказский хребет. Спустя двадцать три года сюда серпантином по Гагринскому карнизу с запада придет первая гравийная дорога - Новороссийско-Батумское шоссе. А ещё через десять лет Его Высочество принц Александр Петрович Ольденбургский начнёт строительство Гагринской климатической станции, положив тем самым начало развитию знаменитого курорта. Но еще до этих событий, в 1870 году, здесь, как, впрочем, и по всему восточному черноморскому побережью, прошла трансконтинентальная линия Индо-Европейского телеграфа.

О таком историческом соседстве не многие Гагринцы и гости курорта сегодня подозревают. С приходом интернета телеграфное сообщение отжило свой век, и современные люди быстро привыкли к мгновенной скорости коммуникаций. Но в те годы телеграф ещё только делал свои первые шаги, связывая пока лишь важные точки локальных маршрутов. Однако, мир уже был на пороге масштабных технических проектов, таких как строительство Суэцкого канала или Трансамериканской магистрали. К этим знаменитым стройкам золотого века инженерии по праву можно причислить и сооружение линии Индо-европейского телеграфа.
 

Юсин папа

родственник
До этого связь Британии со своей крупнейшей колонией уже несколько лет осуществлялась по линиям телеграфа Британского правительства через Турцию. Однако, на 1 марта 1865 г., когда была достроена Константинопольская линия телеграфа, сообщение, посланное из Лондона в Индию доходило до Карачи через 6 дней, 8 часов и 44 минуты (путь через Россию и Персию был ещё длиннее - 17 дней, 5 часов и 5 минут), так как должно было быть принято, записано и снова передано четырнадцать раз. При прохождении долгого пути, подчас, смысл изменялся до абсурда. Для более эффективного управления Британским правительством было решено проложить прямую телеграфную линию от Лондона до Калькутты через Кавказ и Персию.

"Indo-European Telegraph Company" (IET) была учреждена в Лондоне 8 апреля 1868 года. Компании предстояло соперничество с «Eastern Telegraph Company», которая в это же время готовилась строить Британо-Индийский подводный телеграф.



Схема прохождения телеграфных линий в Индию на 1870 г.: подводные кабели через Средиземное и Красное моря, принадлежащие «Eastern Telegraph Company»;
линия "Indo-European Telegraph Company" через Пруссию, Россию и Персию; линия Британского правительства по Центральной Европе и Турции.
Фото с сайта Distant Writing. A history of the Telegraph Companies in Britain between 1838 and 1868.

Концессию на двадцать пять лет и право на строительство Индо-Европейского телеграфа на территории Российской империи получила немецкая компания «Siemens & Halske» - один из лидеров того времени в сфере телеграфостроения.

У российской стороны, кроме прямой выгоды от этого проекта в виде получения ежегодной платы за концессию, была и своя заинтересованность. Русское правительство нуждалось в проведении телеграфа от Москвы до Тифлиса и Эривани, связь с которыми была важна в военном отношении. Условием прокладки двух проводов Индотелеграфа стало добавление третьего провода на российском участке, который использовался для нужд русского правительства.

Выйдя из Лондона, линия должна была покинуть Британские острова в районе порта Лоустофт, пройти по европейскому участку через Эмден и Берлин. Затем по территории Российской империи - через Варшаву, Житомир, Одессу, Николаев, минуя Перекоп, пересечь Крым, через Керченский пролив выйти на Кавказ. Далее - через Темрюк, Екатеринодар, Туапсе (с выходом на побережье в районе Джубги), Сухум-Кале, Тифлис, Эревань до приграничной Джульфы. В Персии - через Тавриз, Тегеран и Бушер линия должна была выйти на побережье Персидского залива, пересечь его, в Карачи соединиться с линиями Government of India cables и на восточном побережье Индостана достичь Бенгальского залива. Протяжённость всей линии составляла одиннадцать тысяч километров!
 

Юсин папа

родственник
Из-за горной местности и суровых погодных условий в зимний период процесс сооружения и обслуживания сухопутной линии на Кавказском побережье представлялся затруднительным. Но в то же время наличие подводного участка ставило бы под сомнение заявленные преимущества, относительно конкурирующей подводной линии «Eastern Telegraph Company». И всё же, риски прокладки воздушных проводов показались таковыми, что было решено не тянуть воздушную линию на стокилометровом скалистом участке между Джубгой и Сухум-Кале, а уложить кабель по дну Черного моря. Аналогичный трёхжильный кабель был уложен также на шестикилометровом участке через Днепр и на пятнадцатикилометровом участке по дну Керчинского пролива.


Отрезок прибрежного морского кабеля из Керченского пролива.
Фото Александра Попова с сайта Kerch.FM

Для подвески шестимиллиметрового медного провода было использовано около 70 тысяч опор. На западе Российской империи - в Польше и Волынщине, в качестве материала для столбов использовались ели, на юге - ставили тяжелые дубовые столбы. На Кавказе и в Персии столбы были чугунные, отлитые в Англии по патенту Сименс, и имели соответствующую маркировку у основания. На российском участке каждый столб имел три запатентованных керамических изолятора в форме колокольчика: два - для проводов Индоевропейского телеграфа и один - для внутренней линии.

Существенное влияние на ход строительства оказывало различие климатических условий. В Польше, средней России и особенно на Кавказе можно строить только в летнее время, в Персии из-за жары – наоборот, в зимний период.

Для охраны бригад, устанавливающих линию на Кавказе и в Персии, был нанят вооруженный конный эскорт.


Работы по прокладке линии Индотелеграфа на Кавказе.
Фото с сайта Die indo-europäische Telegraphenlinie in Originaldokumenten

В августе 1868 года был запущен участок в 770 километров от Эривани и Тифлиса до приграничной Джульфы и от Джульфы по территории Персии до Тегерана. В этом же году русским корветом «Львица» под командой капитан-лейтенанта Дефабри были произведены промеры на Черноморском участке и собраны сведения о рельефе дна.

В июле 1869 года была успешно проведена укладка кабеля по дну Черного моря. Для указания пути был задействован русский пароход «Казбек». Укладку кабеля осуществлял английский пароход "HULL". В работах участвовали несколько судов, гребных шлюпок, десятки матросов и солдат. За час удавалось укладывать почти четыре мили кабеля (морская миля – 1852 метра). На шестой день работа была закончена.


Фрагмент карты Кубанской области Н.С. Иваненков 1902 г.
 
Последнее редактирование:

neperech

единомышленник
Ух ты, вот это то параллель..

слышала)
попадалось упоминание об этом телеграфе.
по-моему в Сухуме даже сохранился телеграфный столб той кампании.

но, если я не ошибаюсь, линии так и не суждено было заработать..
могу путать, поправь если так -)

Юсин папа,[off]опечатка в столетии - 1869 год )[/Off]
 

webazz

путник неспешный,
И слышал, и видел.. :wink:
И пара небольших уточнений:

Юсин папа написал(а):
С приходом интернета телеграфное сообщение отжило свой век
Не будем забывать, что вначале появилось радио и именно его приход постепенно свёл на нет передачу сообщений по проводам.

Линия этого телеграфа не везде шла по черноморскому побережью. От Джубги он уходил от моря на север,так как дорогу на Новороссийск в те времена ещё не построили. И телеграф проходил через низкий и легкий Шабановский перевал, где была тогда колесная дорога. Далее по северной реке Шебш он шел до Кубани и затем по плавням на Темрюк.

Так вот в долине речки Синявки (это один из притоков р. Джубги) ещё в 80-х годах прошлого столетия видел эти невысокие дубовые столбы с изоляторами и висели даже обрывки проводов на них.

neperech написал(а):
..если я не ошибаюсь, линии так и не суждено было заработать..
Да нет, исправно служила и даже и в XX-м веке ещё была в эксплуатации.
 
С приходом интернета телеграфное сообщение отжило свой век
достаточно широко используется ныне, к примеру в российской армии в качестве резервного канала связи
да и не только резервного) к слову, и телеграф ныне выглядит иначе
 

Юсин папа

родственник
Наконец, с огромными трудностями к началу 1870 года все основные строительные работы были завершены. Но непрерывные обрывы линии в результате аномально суровой зимы, необученность персонала и необходимость освоения особенностей новых аппаратов ещё не позволяли запустить линию. На отладку ушло ещё несколько месяцев.

12 апреля 1870 года Уильям Сименс собрал в помещении Телеграфного общества в Лондоне большое количество известных личностей во главе со своим хорошим знакомым - генералом Уильямом Бейкером, членом Индийского правительства. Уильям попросил брата при всех послать телеграмму в Индию, чтобы продемонстрировать собравшимся плоды двухгодичных усилий.

Телеграмма была послана другу Вернера - полковнику Робинсону в Калькутту и в течение часа Сименс получил на руки ответ. Таким образом, расстояние в одиннадцать тысяч километров из Лондона в Калькутту, составляющее более четверти окружности Земли, сообщение преодолело за рекордные 28 минут. До Тегерана сообщение доходило всего за минуту! Спустя пару дней, когда Вернер Сименс просматривал газеты, он осознал, что стал знаменит. И эта слава была честно заработана.

Однако, радоваться успешной работе линии пришлось недолго. 1 июля 1870 года в Чёрном море произошло землетрясение, в результате чего кабель был разорван в нескольких местах. Подробное обследование показало, что он не может быть восстановлен. Встал вопрос, проложить ли новый кабель или, воспользовавшись строящейся дорогой через перевал, провести наземную линию. Был выбран второй вариант, так как из-за частых землетрясений в этой области Чёрного моря, кабель постоянно находился бы под угрозой повреждения прибрежными отложениями гальки.


Один из столбов Индотелеграфа, найденных в Туапсинском районе.
Фото с сайта Территории Поиска. Сайт Искателей Юга России.

Так, во второй половине 1870 года, на побережье появились фирменные чугунные столбы Индоевропейского телеграфа. Там, где было возможно, линию вели по берегу вдоль моря. В некоторых местах приходилось карабкаться по скале, как, например, на участке Цандрипш – Гагры. С этой целью по Гагринскому карнизу вырубили широкую просеку. Русский драматург, Михаил Николаевич Владыкин, путешествующий по Кавказу в 1872 году, так описывает свой переезд через хребет по тропинке вдоль линии Индотелеграфа.

С этого места начинается уже Гагринский кряж, запирающий в Гаграх единственную береговую тропинку, идущую из Абхазии в Адлер. Если нет прибоя, то отсюда в Гагры можно проехать берегом (12 верст), если же прибой, то приходится ехать горами. Проехав небольшую речку Хашупсе, мы начали подниматься вверх, удаляясь от моря. Лошади наши карабкались и спускались вниз, как кошки, что приходилось им делать постоянно. Иногда казалось, что дорожка совсем прекращалась и вереди находился обрыв, но это только был крутой поворот. Чтобы легче было лошади, беспрерывно приходилось отваливаться телом назад при спусках и подниматься на коротких стременах, хватаясь даже за гриву, при крутых подъёмах. Телеграфная проволока прикреплена здесь прямо к деревьям, потому что врывать столбы в каменистый кряж было бы очень трудно. А там, где можно их врывать, там они были чугунные, - доказательств, что телеграф проводили его хозяева – англичане.
31 января 1871 года, после полугодичных внеплановых работ, непрерывная работа Индоевропейского телеграфа была восстановлена. Несколько последующих десятилетий были для проекта относительно безоблачными.

Прибыль на вложенный капитал была достигнута лишь через несколько лет. В первые годы доходов только-только хватало для покрытия расходов, но не для выплаты дивидендов. К тому же компания немалые средства вкладывала в модернизацию линии. Но акционеры были довольны, так как в результате постоянного развития компании прибыльность по акциям росла.

Могущественная «Eastern Telegraph Company», являвшаяся управляющей компанией конкурента - Британо-Индийского подводного телеграфа, неоднократно предпринимала попытки выкупить IET. В 1877 году был заключен договор о взаимном использовании подводных линий двух компаний. Но это оказалось на руку IET, так как подводный телеграф часто ломался, и у Индоевропейского телеграфа частенько появлялась возможность обслуживать трафик между Европой и Индией в одиночку на протяжении недель или месяцев. Прибыль от этого только возросла.

Все эти десятилетия линия надёжно и бесперебойно работала. Очевидный перерыв случился лишь в августе 1914 года, когда Великобритания вынуждена была прекратить транзит телеграмм через территорию противника. К тому же за годы войны линия Индотелеграфа во многих местах была разрушена. В этот период весь трафик с Индией и Дальним Востоком, к тому же значительно увеличившийся, вновь достался «Eastern Telegraph Company», у которой работали шесть линий из девяти её принадлежащих.

После окончания I мировой войны, к концу июля 1923 года, вся линия Индотелеграфа была восстановлена, и 3 августа он вновь приступил к работе. Этому предшествовали жесткие переговоры Общества с правительствами стран по поводу коммерческих скидок и условий обслуживания. Следствием этого, начиная с 23 августа по 11 октября стали многократные перерывы в работе линии, в частности вызванные забастовкой советских служащих Индоевропейского телеграфа. Бастовали организованно, при поддержке Советского правительства, по всей протяженности линии. Доподлинно неизвестно каков был итог этой забастовки.


"Indo-European Telegraph Company" (IET) функционировала вплоть до 1931 года, когда закончилась персидская концессия. После этого линии Индоевропейского телеграфа перешли во владение соответствующих стран, которые продолжали их частичное использование. В СССР некоторые участки действовали во время Великой Отечественной войны.

В прошлом году стало известно, что 15 июля прекратил существование Индийский телеграф. Закрылись последние 75 отделений. А ведь ещё 30 лет назад их было 45 тысяч.
 

Юсин папа

родственник
В заключении хочу сказать пару слов о том, можно ли в Гагре сегодня найти что-то, что касается темы Индоевропейского телеграфа. Первым делом, конечно, хотелось бы найти столбы - ведь они стояли через каждые 50 метров. На многих старых фото - вдоль шоссе и в парке, их можно узнать по характерным признакам: форме (с утолщённым "подстаканником"), материалу (в отличие от остальных - деревянных и кривых, эти красавцы были чугунные) и по тому, что они имеют только три или четыре провода.










Мои поиски начались со столба, упомянутого в переводной статье А. Карбелашвили на сайте Crown Jewels of the Wire. Там говорится, что на одном из пляжей в Гагре на момент написания статьи (конец 80-х годов) сохранился подлинный чугунный столб с клеймом Сименс. Я обыскал пляжи в старой Гагре, потом парк и по возможности территории прилегающих пансионатов, но ни одного столба не нашёл. Позже, из беседы с известным гагрским краеведом Анатолием Клюевым я узнал, что он как раз недавно опубликовал заметку в газете Республика Абхазия об Индоевропейском телеграфе. Этому с его стороны также предшествовали поиски столбов, в определённой степени удачные. Однако со стопроцентной достоверностью он не взялся утверждать, что найденные столбы на ул. Званба и на шоссе, принадлежали Индотелеграфу - знаменитого клейма на них обнаружено не было.

На ул. Званба, на территории частного участка, глядя с улицы, я нашёл похожий столб, который использовался для подвязки виноградника. Но хозяева были не рады моему пристальному вниманию и рассмотреть его вблизи не разрешили.

На столб же, который находится на шоссе недалеко от ресторана «Гагрипш», я и сам несколько раз обращал внимание. Но клейма на нём нет и поэтому я не пришёл к определённому выводу. Хотя все признаки, кроме самого яркого, говорят за то, что столб этот - тот самый. Например - характерная «юбочка» в основании. Это утолщение обусловлено технологией установки столбов Индотелеграфа. Для удобства монтажа в землю сначала врывали трубу, а затем в неё вставляли сам столб, имеющий более узкий диаметр. Форма столбов, найденных в разных регионах, разная. Но этот очень похож на столб с клеймом, найденный в Туапсинском районе.
















Как видно из анимированного фотосравнени, здесь и проходила линия. Однако, столб стоит не точно на том же месте, а чуть дальше.

Что же касается здания Дома связи, с которого начинался рассказ, то здесь как раз обратная история. Кроме прямого указания в Перечне памятников истории и гражданского строительства на сайте Ново-Афонского музея, нет других свидетельств в пользу версии, что здесь была станция Индоевропейского телеграфа. Во всех известных мне печатных изданиях той эпохи утверждается, что телеграфная контора находилась при Временной гостинице, рядом с рестораном «Гагрипш».

Зато станция Индотелеграфа точно была в Сухум-Кале. Это здание можно видеть там и по сей день.


В Гагре в этом году была установлена уличная композиция в виде телеграфного столба с указателями городов и памятной надписью об Индоевропейском телеграфе. Вот, пожалуй, и все гагрские следы былого проекта, считавшегося некогда воплощением передовой технической мысли.



P.S.
1. Для форума я существенно сократил объём. Тех, кого заинтересовала эта тема, приглашаю прочитать полную версию в двух частях и с указанием перечня источников.
2. Если в анимированной картинке переход происходит рывками, значит она не полностью загрузилась.
 

Юсин папа

родственник
опечатка в столетии - 1869 год )
Ага, спасибо. :)

Не будем забывать, что вначале появилось радио и именно его приход постепенно свёл на нет передачу сообщений по проводам.
достаточно широко используется ныне, к примеру в российской армии в качестве резервного канала связи
да и не только резервного) к слову, и телеграф ныне выглядит иначе
Да, это так. Электрический телеграф уже в начале 20-го века стал замещаться беспроводным и в 30-е годы выглядел анахронизмом. Но всё же, до конца 80-х, мы приходили в здание с надписью "Телеграф", чтобы сообщить, что "долетели хорошо, море теплое". :) Но вот с приходом интернета и сотовой связи телеграф в традиционном понимании умер.

Линия этого телеграфа не везде шла по черноморскому побережью. От Джубги он уходил от моря на север,так как дорогу на Новороссийск в те времена ещё не построили. И телеграф проходил через низкий и легкий Шабановский перевал, где была тогда колесная дорога. Далее по северной реке Шебш он шел до Кубани и затем по плавням на Темрюк.
Тут тоже не поспоришь, это и на представленном фрагменте карты Иваненкова видно: линия телеграфа обозначается кривой из множества точек. Только я бы сказал не от Джубги, а наоборот - к Джубге - от Керчи. :)

Здесь, к слову, для меня остаётся кое-какая неопределенность, поскольку некоторые источники утверждают, что кабель по дну моря уже изначально укладывался от Джубги в сторону Сухума. Другие - что кабель шёл прямо от Новороссийска. А потом, когда был повреждён, и потребовалась замена, сухопутную линию проложили уже через Темрюк и Шабановский перевал, где как раз в это время строилась или недавно была построена дорога.

Я всё же склоняюсь к этому второму варианту, т.к. не нахожу объяснения, для чего нужен был этот крюк через Кубань, если всё равно тянули морской кабель. Морской путь и решили использовать (хотя изначально не хотели этого), т.к всё побережье до Сочи и потом ещё Гагрский кряж были скалистые, а дороги по побережью, как вы правильно заметили, ещё не было.


Так вот в долине речки Синявки (это один из притоков р. Джубги) ещё в 80-х годах прошлого столетия видел эти невысокие дубовые столбы с изоляторами и висели даже обрывки проводов на них.
Это не вы с ребятами с Территории поиска переписывались?
 
Последнее редактирование:

Zveta

корифей
Юсин папа, спасибо! Очень интересно!
Сразу захотелось поискать старый столб...где-нибудь в Абхазии.
Даже предполагаю где)
 
A

andrey1958

Guest
Так что несётся сейчас "телеграф" по оптике, которую прокладывают по горам, лесам и морю. Ну что же, тоже буду обращать внимание на столбы и опоры. )
 
Сверху