Абхазская кухня. Как сохранить?

Leon

участник
Niels написал(а):
Заново, что ли, рецептуру создавать? Тогда это уже получатся новые произведения.
А что.. В принципе новые произведения - это тоже неплохо. Если они возникают с использованием
- традиционных продуктов и приправ
- традиционных способов обработки
- традиционных способов приготовления
то в общем-то тоже вполне можно считать блюдом национальной кухни.

Итальянцы, французы, грузины, греки, турки, арабы - все не будь дураками, столько всего нового понапридумывали - и выдают таки за национальную кухню! И никто не возражает, если дух этих национальных кухонь соблюдён. :)

И в общем-то, именно в этом и есть развитие национальной кухни, ане только сохранение!
 

Stef

лакомка
Два-три раза была в апацхе. Ела копченую курицу и копченое мясо… Была готова к тому, что все это окажется острым. Однако и курица и мясо были очень соленые и сухие. Это мне так по-черному не везло или так и должно быть?
 

Leon

участник
С курицей точно не повезло :) , а мясо (если это ажьцаа) так и должно быть. Его выдерживают в соли 20-25 дней, потом столько же коптят. Так мясо испокон веку заготавливали впрок.
НО если его на сковороде сначала залить водой, оно становится гораздо мягче. Просто не все это делают. Кому как нравится. И, в любом случае, такое мясо надо есть не одно, а с кисло-сладким алычёвым сызбалом. А это очень сильно скрашивает его солёность. Надеюсь, Вы так и ели.

И ещё, всегда есть поклонники "экстремальных" блюд - любят очень солёное, очень острое, очень жирное, или сильно зажаренное. Если Вы не из таких - возможно стоит сменить пацху.
 

Elastic_Reality

очарованный странник
Leon написал(а):
http://www.apsny.ru/kitchen/kitchen.php?page=content/sous.htm
Мне кацца проблема в том, что не только у абхазской кухни, но и у всех кавказских до сих пор не существует ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ и КАНОНОВ. А ведь все самые изысканные кухни мира сохраняют и развивают именно профессионалы. Попроси французскую хозяйку приготовить чтонить из меню ресторана "Паризьен" - врядли она знает как готовится хотя бы половина!

А профессионалы собирают рецепты, записывают, тщательно выверяют дозировки, чтобы вкусовые качества блюд были постоянными, а не как получится (как это щас у нас сплошь и рядом), и передают навыки...
Хотя бы просто сборники рецептов абхазской кухни были. Судить о Вашей кухне по апацхам - все равно, что у нас, поев в каком-нить "Славянском Шалмане", сказать себе - о, я теперь знаю, что такое - хорошие щи или блины с икрой или там пельмени. Или купить в булочной кулич и сказать - так вот какие куличи раньше пекли-то!

У меня же после этих апацх было первое впечатление, что абхазской кухни вообще не существует - нет ни собственных блюд, ни собственных технологий приготовления, уникальных то есть. Все вторично, если по апацхам судить. Кулинарная усредненка.
Вот взять грузинскую кухню. Это несправедливо - десятки книг домашних рецептов, книги по технологическим приемама грузинской кухни, изданные и в СССР, и позже - в России. Они в соусах добавляют гранатовый сок, варят протертое пюре с соками и т.д. - сложные способы приготовления. По вашей, Leon, ссылке читаю - совсем другая технология, гораздо проще. А "продвинутость" в изготовлении соуса - это ИМХО чаще всего и продвинутость всей кухни в целом. Значит, у меня нет рецептов других абхазских соусов. Нет данных.
Дальше. Тклапи (уваренные высушенные на солнце раскатанные в лист алыча, вишня и пр. ягоды) - в харчо кладут, и не только. Или разные букеты трав как сунели - есть такие вещи в абхазской кухне? Нет книг, нет данных.
Я знаю в общих чертах (по книгам) грузинскую технологию и приемы изготовления чурчхелы. А у абхазов - те же приемы?
Нет ответа.
Ладно, пусть они не готовят так в апацхах - упрощают, усредняют. Но были бы книги с рецептами. Не профессиональной кухни, а просто собранными рецептами от хозяек. Как этнографы записывают полевой материал, так и здесь - в самых "глухих" селениях записать то, что может быть скоро утрачено безвозвратно. По таким книгам многое можно самому сделать. Пусть это будет не "то самое, что бабушка готовила", но если я в жизни не пробовал, что готовила эта бабушка, то хоть по книге получу представление. Для Вашей нац. кухни это - вопрос выживания.
 
Последнее редактирование:

Elastic_Reality

очарованный странник
Leon написал(а):
Да. В русском языке этот соус появился через познание грузинской кухни. Поэтому, когда мы говоря по-русски, называем его, мы говорим сациви (что значит "холодное"). По-абхазски же он всегда назывался арашых-сызбал ("сызбал из грецкого ореха"). ;)
Арашых-сызбал - это не соус сациви, он по приемам приготовления (но не по специям) близок к простому ореховому соусу грузинской кухни, если судить по ссылке на рецепты, к-рую Вы, Leon,дlали. А соус сациви готовится гораздо сложнее - я сам его как-то делал.

Там лук обжаривают на курином жире, и отдельно муку обжаривают на кур.жире. Истолченные орехи с чесноком и специями разводят в бульоне и смешивают с прочим и т.д. И специи там совсем иные.

Это я все о том же - что народные рецепты должны быть сохранены. Чтобы знать - не путать свое блюдо с блюдом чужой кухни, чтобы помнить, и готовить. И кушать эту вкусноту, ессно...

А в случае с абхазской кухней - вообще чтобы понять тем, кого не кормили старинной домашней абхазской едой, что это такое - абхазская кухня? Чем она отличается по приемам приготовления, по используемым компонентам от любой другой?

Из моих знакомых тоже никто в быту ни кулебяки, ни расстегаи не делает. Но захочется - сделать не проблема - есть рецепты в разых книгах, можно их сопоставить, понять, как. И сделать (хотя это будет и нелегко), и будет супер. Если знать приемы приготовления, характерные для кухни данного народа, и ингредиенты (и на что их заменить) - все готовится на ура.
 
Последнее редактирование:

buba

участник
Абыста хочу народ!!!!!!!!!Я слышал,в Москве можно купить кукурузную муку,где?А то я кроме хыр хыра ничего не видел)))
 

7fonia

участник
А вот меня так достает этот "дымок" из бутылок! В Сочи ну ВСЁ им пропитывают, для сохранности что ли, или чтобы запашок... тления не чувствовался дольше. Мясо, рыба, мидии и рапаны - жуть! И в Абхазии начинают уже. Кроме того, что противно, это же вредно! Ешь разные продукты, а вкус один и тот же... Вот же придумали гадость!
 

SEGO

предусмотрительный
Elastic_Reality написал(а):
Но были бы книги с рецептами. Не профессиональной кухни, а просто собранными рецептами от хозяек. Как этнографы записывают полевой материал, так и здесь - в самых "глухих" селениях записать то, что может быть скоро утрачено безвозвратно. По таким книгам многое можно самому сделать. Пусть это будет не "то самое, что бабушка готовила", но если я в жизни не пробовал, что готовила эта бабушка, то хоть по книге получу представление. Для Вашей нац. кухни это - вопрос выживания.
Elastic_Reality написал(а):
Это я все о том же - что народные рецепты должны быть сохранены. Чтобы знать - не путать свое блюдо с блюдом чужой кухни, чтобы помнить, и готовить. И кушать эту вкусноту, ессно...

А в случае с абхазской кухней - вообще чтобы понять тем, кого не кормили старинной домашней абхазской едой, что это такое - абхазская кухня? Чем она отличается по приемам приготовления, по используемым компонентам от любой другой?
респект, я тоже именно об этом толковал
иначе ещё лет пять-десять и всё концов не найдёшь

Elastic_Reality написал(а):
Я знаю в общих чертах (по книгам) грузинскую технологию и приемы изготовления чурчхелы. А у абхазов - те же приемы?
Не знаю схожи ли технологии приготовления с грузинскими, но о них довольно содержательно рассказывали в музее абхазского быта в Лдза.
 
Последнее редактирование:

Elastic_Reality

очарованный странник
>>Не знаю схожи ли технологии приготовления с

>>грузинскими, но о них довольно содержательно

>>рассказывали в музее абхазского быта в Лдза.

о да, там музей - великолепный, но я там без экскурсовода был - просто открыли дверь и пустили. По поводу многих экспонатов вопросы были - но вот кого спросить?
Потом с хозяйкой пообщались - она прониклась и наверх в дом пустила - показала комнаты. Рассказала про мужа.
Вот бы на экскурсию попасть. Как это сделать? Или это только организованным группам экскурсии проводят?
 

SEGO

предусмотрительный
Elastic_Reality написал(а):
Вот бы на экскурсию попасть. Как это сделать? Или это только организованным группам экскурсии проводят?
Мы, после Пицундского храма, специально поехали туда, втроём + крестник 8 лет, в обычный будний день где-то в районе 14.00. Когда подъехали экскурсия уже была, но только начали, насколько я понял люди просто мимо шли и решили зайти, рассказывал мужчина лет 40. Я так думаю, что он там почти постоянно, за экскурсию взял по 50 рублей и по 30 за фотографирование. Как сказали мои друзья: "за это, в отличие от храма - не жалко..." Действительно очень интересно рассказывал о быте, обычаях, отношении к религии, о том как делается (традиционно) вино, аджинджук и ещё много о чём. Мне не столько были интересны экспонаты, как его повествование, жалею, что не было диктафона.
О том сколько стоит экскурсия предупредил уже спустя минут 15 после начала.
После экскурсии мы с ним ещё пообщались за стаканчиком вина в апацхе :)...
 

SEGO

предусмотрительный
Elastic_Reality написал(а):
спасибо за ответ, SEGO
значит, еще раз Музей Хецуриани надо будет посетить...
пожалуйста, я думаю, что на будущий год тоже сделаю это ещё раз
тем более что экскурсовод сказал, что теперь приезжайте как гости :)
 

Leon

участник
Elastic_Reality написал(а):
Хотя бы просто сборники рецептов абхазской кухни были. Судить о Вашей кухне по апацхам - все равно, что у нас, поев в каком-нить "Славянском Шалмане", сказать себе - о, я теперь знаю, что такое - хорошие щи или блины с икрой или там пельмени. Или купить в булочной кулич и сказать - так вот какие куличи раньше пекли-то!
Ваша правда, в апацхах готовят кто во что горазд. Я это отношу как раз на счёт отсутствия профессиональной школы, которая бы изучала классические рецепты, составленные не этнографами, а кулинарами. А там готовят домохозяйки, по памяти, или с добавлением собтвенных фантазий.

Elastic_Reality написал(а):
Вот взять грузинскую кухню. Это несправедливо - десятки книг домашних рецептов, книги по технологическим приемама грузинской кухни, изданные и в СССР, и позже - в России. Они в соусах добавляют гранатовый сок, варят протертое пюре с соками и т.д. - сложные способы приготовления.
........
Арашых-сызбал - это не соус сациви, он по приемам приготовления (но не по специям) близок к простому ореховому соусу грузинской кухни, если судить по ссылке на рецепты, к-рую Вы, Leon,дlали. А соус сациви готовится гораздо сложнее - я сам его как-то делал.

Там лук обжаривают на курином жире, и отдельно муку обжаривают на кур.жире. Истолченные орехи с чесноком и специями разводят в бульоне и смешивают с прочим и т.д. И специи там совсем иные.
Прежде чем я прокомментирую Ваше обращение, давайте примем за аксиому, что грузины десситно любят вкусно поесть, и умеют со вкусом приготовить. Это бесспорно. И грузинская кухня по кол-ву гениальных блюд (типа харчо, киндзмари, гебжалия, чанахи и др...), по праву занимает своё место.

Но.... Я бывал и в грузинских сёлах, и у меня немало друзей и родственников. Я знаю как готовят сациви натуральные грузины. Тбилисские, зугдидские; городские, сельские... разные.
Как Вы наверно догадываетесь, в быту этот процесс присходит немного проще......
Утончённый рецепт изысканного блюда в вашей кулинарной книге - это можно сказать, продукт таланливого кулинара плюс талантливого пиарщика, который озабочен продвижением родной кухни (тем более есть что продвигать), и позиционированием её не как домашней крестьянской (этого мало), а именно как изысканной и утончённой.

Это именно то о чём я говорю - профессиональный подход к пропаганде национальной кухни, который уже используется много лет. Результат - налицо. В Москве грузинских ресторанов едва ли не больше чем русских :) И идёт грузинская кухня просто на ура, и ей действительно есть что предложить.

Я не считаю что нашей скромной кухоньке стоит гоняться за такими лаврами и высотами :) Но только вот грузинская кухня, из-за того что раньше нас овладела пиар-технологиями, уже увы прочно закрепила за собой такие НАШИ скромные достижения, как аджика, "сулугуни", "сацебели", "эларджи", "хачо", и т.д. (в доказательство этого могу написать здесь лингвистический трактат на эту тему, если буду уверен, что это кому-то нужно).
Вернём ли мы когда нибудь себе "право собственности" на всё это - я сильно сомневаюсь. Наши этнографы верят что вернём, я же - не верю.
Ибо, мне кацца, наши этнографы и по сей день не понимают могучую силу пиара. :)
 
Leon,
Конечно "лингвистический трактат на кухонную тему" нужен! Это ж интересно. Сколько ошибок и заблуждений есть в этой интересной теме! То Аджику называют "грузинским соусом" (журнал Гастроном), то мамалыгу "разрешают" варить только из кукурузы.
Насчет прелестей "грузинской" (и вообще "кавказской") кухни. Дело в том, что еще в царской России очень любили всякую "иноземную" кухню, искусственно принижая русскую. А есть натуральную "кавказскую" - непривычно, остро, пряно. Потому практически все блюда были адаптированы, приведены в то состояние, в котором мы их и знаем поныне. Потому "харчо" в Москве - это только суп. А на Кавказе - нередко второе. Сациви в Москве - гораздо больше орехов (иногда даже арахис!), чем на Кавказе. Аджика - с томатом :) и т.п.
 

Leon

участник
Elastic_Reality написал(а):
Ладно, пусть они не готовят так в апацхах - упрощают, усредняют. Но были бы книги с рецептами. Не профессиональной кухни, а просто собранными рецептами от хозяек. Как этнографы записывают полевой материал, так и здесь - в самых "глухих" селениях записать то, что может быть скоро утрачено безвозвратно. По таким книгам многое можно самому сделать. Пусть это будет не "то самое, что бабушка готовила", но если я в жизни не пробовал, что готовила эта бабушка, то хоть по книге получу представление. Для Вашей нац. кухни это - вопрос выживания.
Галина Дарсман-Ипа (этнограф, не кулинар, и тем более не пиарщик) утверждает, что у неё собран немаленький материал, который пока не опубликован. Притом, рискну предположить, что это в основном сельские, домашние рецепты неких оригинальных с её точки зрения блюд, аналоги которых отсутствуют в других кухнях, или отличаются от усышанного ей. Думаю, что если и опубликуют, то в том же виде, как и записали.
А деревенские способы приготовления отличаются упрощённостью. Им не до изысков, т.к. надо ещё убираться, стирать, кормить курей или свиней :). Не факт, что эти блюда покажутся кому-то изысканными. И не факт, что сама этнограф попытается каждое блюдо сама приготовить и попробовать.

Имхо, недостаточная научная работа проводится по выявлению неких чисто абхазских особенностей кухни, которые позволили бы отсеять заимствования, которых вероятно немало. В результате, понятие абхазской кухни размывается, и её особенности невнятны. И тем более, их не осознают домохозяйки, которые далеки от этнографии, и которые сегодня готовят Вам в апацхах. Многие блюда (в т.ч. и в быту) вытеснены заимствованными из-за большей простоты приготовления легкодоступности ингредиентов, и стабильности спроса.

А всё идёт от того, что нет в научном мире цели популяризации и продвижения национальной кухни, нет на это средств, и (как мне видится) веры в её перспективы. Пока пытаются только записывать рецепты бабушек, которые забывют уже их же внуки. А этого мало, т.к. рецепты должны жить в народе, иначе это не нац. кухня, а в чистом виде этнография. Это мой личный "вердикт", возможно я и не прав, т.к. я не этнограф, и не кулинар.

Профессиональным, продвинутым подходом, на мой взгляд могло бы быть объединение усилий этнографов, кулинаров, и пиарщиков (от природы :) ). И речь тут идёт не о каком-то приукрашивании, а именно о популяризации представлений о чисто национальных особенностях кухни, и прежде всего внутри собственного населения на волне патриотизма, если угодно. Грузины с этой задачей блестяще справились (по-хорошему завидую), а мы пока проваливаеем это дело. Да не обидятся на меня наши этнографы, которые безусловно честно старались, но просто не владеют (или брезгуют) пиар-технологиями. :)
 

Leon

участник
Михаил написал(а):
Конечно "лингвистический трактат на кухонную тему" нужен! Это ж интересно.
Хорошо, чуть попозже напишу.
Просто кто-то в этом может увидеть антигрузинскую, или политическую подоплёку, чего я совершенно не хочу в этой теме, и на этом форуме вообще.
 

Elastic_Reality

очарованный странник
Да, я тоже с удовольствием почитал бы Ваш "лингвистический трактат на кухонную тему".

Я тоже бывал в сёлах и знаю, насколько они там упрощают рецепты. И Вы совершенно правы, объясняя причины этого.

>>И речь тут идёт не о каком-то приукрашивании, а
>>именно о популяризации представлений о чисто
>>национальных особенностях кухни, и прежде всего
>>внутри собственного населения на волне патриотизма, если угодно.


Золотые слова! Именно патриотизм может помочь в этом деле, но тут и обратная связь - популяризируя собственную кухню, подчеркивая ее национальную самобытность, поднимают этот самый патриотизм.

А насчет грузинских ресторанов в Москве...не знаю, я не большой ходок, но ИМХО с раскруткой их кухни в России произошло то же, что с раскруткой их вина (в смысле, до запрета). Пиар пошел по нарастаюшей, а качество рухнуло вниз. Изнанка пиара такая...
Но это - мое мнение.

Дело ведь не в их ресторанах, а в их пиаре их кухни в целом, когда и российские признанные теоретики от кулинарии пишут, что грузинская кухня - великая кухня в ряду таких как французская и китайская.
А то, что эта кухня - составная, об этом речи уже не идет.

Я к тому, что если в Москве вдруг появится "куча модных апацх" с адаптированной, по выражению Михаила, под местных усредненной кухней, то это не пойдет на пользу абхазской кухне.


Кстати, в русской кухне многие рецепты тоже "канули" из-за сложности приемов, долгого приготовления и отсутствия приспособлений (русская печь и т.д) Но рецепты многих блюд остались, пусть даже и в этнографических кулинарных сборниках. Так что можно взять и сделать, можно адаптировать приемы. Ресторатор может применить, фанат может исполнить.
Это же как партитура старинной музыки. Хочешь - ищи себе аутентичные инструменты, настраивай их особо и исполняй. Хочешь - бери современыые инструменты, исполняй. Главное - есть партитура, значит - музыка жива.
 
Последнее редактирование:

SEGO

предусмотрительный
Постоянно растущее колиство апацх в Абхазии подтверждает наличие спроса на абхазскую кухню, только вот предложения как таковой абхазской кухни нет.
 
Сверху